Наименование объекта | Воскресенская церковь |
---|---|
Тип объекта | Регионального значения |
Местоположение | Мантуровский район, д. Гусево (с. Пищи) |
Вид объекта | Памятник |
Датировка | 1868 г. |
Правоустанавливающие документы | Постановление главы администрации Костромской области от 30.12.1993 г. №598 «Об объявлении находящихся на территории Костромской области объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятниками истории и культуры», приложение 1 Постановление Главы Администрации Костромской области № 598 Приказ Минкультуры России_43920-р |
Современное значение | религиозное |
Охранный статус | Объект культурного наследия регионального значения |
Техническое состояние | Удовлетворительное |
Архитектор | - |
Редкий для Костромской области пример крестовокупольного храма в русско-византийском стиле с простым, но не лишеным своеобразия фасадным декором. Деревянная церковь Воскресения в селе Пищи (ныне Гусево) была построена в 1780 г., а в 1782 г. сооружена вторая деревянная церковь, Казанская (обе не сохранились). Ныне существующая кирпичная церковь с побеленными фасадами возведена на восточной окраине села на средства прихожан. Ее проект был выполнен в начале 1857 г. Вероятно, вскоре началось строительство, которое завершилось в 1868 г. В кон. 19 — нач. 20 вв. пристроена западная паперть. В 1883 г. в одном из помещений сторожки была открыта церковноприходская школа. Как и все село, церковь стоит на высоком правом берегу р. Унжа. Особенность объемно-пространственной композиции здания — отсутствие трапезной. К одноглавому квадратному в плане храму примыкают узкая, но высокая полукруглая в плане апсида и трехъярусная колокольня. Глухой восьмигранный барабан храма, покоящийся на квадратном в сечении постаменте, завершен маковичной главкой. Колокольня обладает столпообразной композицией и состоит их трех четвериков, из которых средний, очень низкий, по существу является полуярусом, а верхний имеет срезанные углы и несет деревянный восьмигранный барабан с луковичной главкой. Фасады храма разделены лопатками на три прясла (среднее более широкое и высокое), увенчанные полуциркульными закомарами со щипцовыми обрамлениями. В среднем прясле расположен прямоугольный входной проем с полукруглым окном над ним, а в боковых — по одному арочному окну. Вход, акцентированный двускатным зонтом с ажурными коваными кронштейнами, и окно второго света объединены порталом с пилястрами и архивольтом с щипцом в вершине. Такие же щипцы, но гораздо меньших размеров имеют наличники боковых окон. Два аналогичных по форме и декору окна прорезают апсиду
по сторонам центральной арочной ниши. Своеобразен декор, сосредоточенный под закомарами храма. Круглые ниши и медальоны здесь сочетаются с прямоугольными филенками, разделенными на четыре равные части. Грани барабана обработаны арочными нишами. Фасады нижнего яруса колокольни вторят декору храма. Довольно эффектно оформлен западный фасад паперти, пристроенной к нижнему ярусу. Арочный вход фланкируют спаренные фигурные лопатки типа кубышек, а стену завершает ступенчатый аттик с главкой. Двускатный зонт над входом отличается выразительными коваными кронштейнами. Второй и третий ярусы прорезаны арочными проемами — не большими окнами в полуярусе и арками звона в верхнем. Внутри храм имеет четырехстолпную трехнефную структуру. Пологий купольный свод на парусах опирается на крещатые столбы со срезанными углами, обращенными к подкупольному пространству. Рукава креста и западные закрестовья перекрыты коробовыми сводами с большими распалубками, а восточные закрестовья — двумя половинами коробовых сводов. Открытая в храм на всю свою ширину апсида перекрыта конхой. В первом ярусе колокольни — коробовый свод. В толще северной стены расположена лестница на ярус звона. Подклет храма перекрыт сводами Монье. Настенная масляная живопись кон. 19 в. поновлялась в 1973 г. Напарусах изображены евангелисты, на стол бах — отцы церкви. На западной стене помещены фигуры Сергия Радонежского и апостола Павла, а между ними написан Покров Богоматери. Своды украшены геометрическим орнаментом. Пол уложен чугунными плитами. В храме сохранился одноярусный резной иконостас, выполненный в духе эклектики. Иконы по сторонам царских врат фланкированы коринфскими колоннами. Территорию церкви окружает металлическая ограда между кирпичными столбами с единым кирпичным цоколем. Пилоны со щипцовыми завершениями на углах обработаны рустом.