Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Воскресенская церковь
Тип объекта Регионального значения
Местоположение Мантуровский район, д. Гусево (с. Пищи)
Вид объекта Памятник
Датировка 1868 г.
Правоустанавливающие документы Постановление главы администрации Костромской области от 30.12.1993 г. №598 «Об объявлении находящихся на территории Костромской области объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятниками истории и культуры», приложение 1 Постановление Главы Администрации Костромской области № 598 Приказ Минкультуры России_43920-р
Современное значение религиозное
Охранный статус Объект культурного наследия регионального значения
Техническое состояние Удовлетворительное
Архитектор -
Описание объекта

Редкий для Костромской области пример крестовокупольного храма в русско-визан­тийском стиле с простым, но не лишен­ым своеобразия фасадным декором. Дере­вянная церковь Воскресения в селе Пищи (ныне Гусево) была построена в 1780 г., а в 1782 г. сооружена вторая деревянная цер­ковь, Казанская (обе не сохранились). Ныне существующая кирпичная церковь с побе­ленными фасадами возведена на восточной окраине села на средства прихожан. Ее проект был выполнен в начале 1857 г. Ве­роятно, вскоре началось строительство, которое завершилось в 1868 г. В кон. 19 — нач. 20 вв. пристроена западная паперть. В 1883 г. в одном из помещений сторожки была открыта церковноприходская школа. Как и все село, церковь стоит на высо­ком правом берегу р. Унжа. Особенность объемно-пространственной композиции зда­ния — отсутствие трапезной. К одноглаво­му квадратному в плане храму примыкают узкая, но высокая полукруглая в плане апсида и трехъярусная колокольня. Глухой восьмигранный барабан храма, покоящийся на квадратном в сечении постаменте, завершен маковичной главкой. Колокольня обладает столпообразной композицией и состоит их трех четвериков, из которых средний, очень низкий, по существу явля­ется полуярусом, а верхний имеет срезан­ные углы и несет деревянный восьмигран­ный барабан с луковичной главкой. Фасады храма разделены лопатками на три прясла (среднее более широкое и вы­сокое), увенчанные полуциркульными за­комарами со щипцовыми обрамлениями. В среднем прясле расположен прямоугольный входной проем с полукруглым окном над ним, а в боковых — по одному арочному окну. Вход, акцентированный двускатным зонтом с ажурными коваными кронштейна­ми, и окно второго света объединены пор­талом с пилястрами и архивольтом с щип­цом в вершине. Такие же щипцы, но го­раздо меньших размеров имеют наличники боковых окон. Два аналогичных по форме и декору окна прорезают апсиду

по сторонам центральной арочной ниши. Своеобразен декор, сосредоточенный под закомарами храма. Круглые ниши и медальоны здесь сочетаются с прямоугольными филенками, разделенными на четыре равные части. Грани барабана обработаны арочными ни­шами. Фасады нижнего яруса колокольни вторят декору храма. Довольно эффектно оформлен западный фасад паперти, при­строенной к нижнему ярусу. Арочный вход фланкируют спаренные фигурные лопатки типа кубышек, а стену завершает ступен­чатый аттик с главкой. Двускатный зонт над входом отличается выразительными кова­ными кронштейнами. Второй и третий яру­сы прорезаны арочными проемами — не­ большими окнами в полуярусе и арками звона в верхнем. Внутри храм имеет четырехстолпную трехнефную структуру. Пологий купольный свод на парусах опирается на крещатые столбы со срезанными углами, обращенными к под­купольному пространству. Рукава креста и западные закрестовья перекрыты коробовы­ми сводами с большими распалубками, а восточные закрестовья — двумя половина­ми коробовых сводов. Открытая в храм на всю свою ширину апсида перекрыта конхой. В первом ярусе колокольни — коробовый свод. В толще северной стены расположена лестница на ярус звона. Подклет храма пе­рекрыт сводами Монье. Настенная масляная живопись кон. 19 в. поновлялась в 1973 г. Напарусах изображены евангелисты, на стол­ бах — отцы церкви. На западной стене по­мещены фигуры Сергия Радонежского и апостола Павла, а между ними написан Покров Богоматери. Своды украшены геомет­рическим орнаментом. Пол уложен чугунны­ми плитами. В храме сохранился одноярус­ный резной иконостас, выполненный в духе эклектики. Иконы по сторонам царских врат фланкированы коринфскими колоннами. Территорию церкви окружает металличес­кая ограда между кирпичными столбами с единым кирпичным цоколем. Пилоны со щипцовыми завершениями на углах обра­ботаны рустом.