Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Церковь Рождества Богородицы, 1834 г.
Тип объекта Федерального значения
Местоположение Костромская область, Антроповский район, с. Пахтаново (Антроповский район, Палкинское с.п., уроч.. Пахтаново)
Вид объекта Памятник
Датировка 1834 год
Правоустанавливающие документы Указ Президента РФ от 20.02.1995 г. № 176 «Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения» Указ Президента РФ № 176 Приказ Минкультуры России_59220-р
Современное значение Религиозное
Охранный статус Объект культурного наследия федерального значения
Техническое состояние -
Архитектор -
Описание объекта

Своеобразный памятник сельской церков­ной архитектуры, в котором довольно ор­ганично сочетаются черты зрелого и поз­днего классицизма при сохранении тради­ций барокко как в объемно-пространствен­ной композиции, так и в элементах декора; очень необычна первоначальная структура интерьера. Расположен на возвышенном месте, на берегу речки Шачинки, на краю леса; село не сохранилось. Церковь соору­жена около 1834 г. на средства помещика Ашиткова, колокольня пристроена, очевид­но, в 3-й четверти 19 в. В нескольких де­сятках метров к северо-западу от храма сохранился деревянный дом причта кон. 19 — нач. 20 в. К настоящему времени утра­ чены луковичная с чешуйчатым покрытием глава храма, междуэтажные перекрытия в храме, алтаре, трапезной и переходе, а в двух последних также перекрытия второго этажа, разобрана пара западных столбов в трапезной, почти полностью исчезло уб­ранство интерьера. Кирпичные стены зда­ния побелены по кладке. Сильно вытянутая объемная композиция церкви симметрична относительно продоль­ной оси. Храм типа восьмерик на четвери­ке завершен восьмигранным световым ба­рабаном над восьмилотковой кровлей. Поч­ти равный четверику по ширине и высоте прямоугольный в плане алтарь с востока имеет более узкую полукруглую апсиду. Такой же высоты слегка вытянутая в поперечном направлении трапезная с сильно скругленными и раскрепованными углами соединяется с храмом коротким переходом. Более узкий и длинный притвор соединяет трапезную с высокой четырехъярусной ко­локольней. Ее три основных яруса-четверика имеют сильно срезанные углы, а верхний ярус — круглый с купольной кровлей, над которой возвышается глухой цилиндриче­ский барабан с главкой. Фасады четверика храма в три оси про­емов оформлены четырехколонными при­стенными портиками. Полуколонны тоскан­ского ордера имеют профилированные базы и массивные капители, несущие антаблемент в основании треугольного фронтона.Ф риз антаблемента расчленен гладкими «триглифами», тимпан фронтона прорезан большим полукруглым окном. Окна перво­го и второго света (по сушествупервого и второго этажей) заглублены в единые вер­тикальные ниши. Крупные нижние проемы (центральный входной) арочные, с трехчас­тными клинчатыми замками, верхние окна квадратные с подоконными п.питами. Грани восьмерика с крупными прямоугольными ок­нами обработаны тосканскими пилястрами, между которыми выпушены углы объема. Над окнами помешены сандрики-полочки с кронштейнами. В завершении стен проходит неполный антаблемент с гладким фризом и профилированным карнизом. По сторонам света в кровле устроены фигурные люкарны с круглыми проемами, волютами по бокам и полукруглыми сандриками с заплечиками. Барабан расчленен арочными окнами на основных гранях и более узкими арочными нишами на диагональных. Фасады алта­ря, трапезной перехода обладают такой ж е двухъярусной структурой окон, как четверик храма, но нижние проемы здесь прямоугольные. Все эти части имеют оди­наковый неполный антаблемент с гладким фризом и профилированным карнизом. С востока стену апсиды оформляет четырех­ колонный

пристенный портик с более широким средним интерколумнием и с треу­гольным фронтоном. Полуколоннами отме­чены также места сопряжения округлых стен апсиды с ризалитом и прямоугольной частью алтаря. Нижние окна на боковых фасадах алтаря фланкированы пилястрами, несущими треугольный фронтон. Выступаюшая, как трехосевой ризалит, средняя часть южного и северного фасадов трапезной выделена двухколонным портиком с тре­угольным фронтоном, оформляюшим цен­тральное окно первого света (первого эта­жа). Западающие углы между ризалитами ии скруглениями заполнены полуколоннами. На трехосевых фасадах перехода средние проемы обоих этажей значительно шире бо-новых; центральная ось здесь подчеркнута также полукруглой нишей между нижним и верхним окнами. В декоре колокольни, в целом следующем традициям классицизма, проявляются также черты эклектики. Ниж­ний ярус с запада и севера прорезан высо­кими арочными проемами с архивольтами, которым с юга отвечает аналогичной фор­мы ниша с вписанным в нее прямоугольным окном. Три верхних яруса по главным осям прорезаны арочными проемами с архиволь­тами, которые во втором ярусе имеют ки­левидные подвышения. Прямые плоскости трех нижних объемов по краям обработаны пилястрами. Все ярусы завершены много-обломными карнизами. Внутреннее пространство алтаря, трапез­ной и перехода было разделено деревянным перекрытием по балкам на два этажа, а в четверике храма, типологически повторяю­щего церкви в Боговском (1817 г.) и Пень­ках (1820 г.), вероятнее всего, существовали аналогичные им периметральные обходные галереи и двухэтажные иконостасы. Четве­рик в каждом этаже связан с алтарем тре­мя проемами, с трапезной одним арочным, который в первом этаже фланкируют пря­моугольные окна (южное заложено). Чет­верик переходит при помощи подпружных арок, параллельных его стенам, и парусов в восьмерик, перекрытый сомкнутым вось­милотковым сводом с отверстием светового барабана. Алтарь во втором этаже перекрыт переходящим в конху коробовым сводом с распалубками. Во втором этаже трапезной и перехода были плоские перекрытия. В интерьере храма сохранились незначи­тельные остатки клеевой (?) стенописи сер. 19 в., прописанной маслом в конце того же столетия. На гранях восьмерика расположе­ны сцены христологического цикла; «Рож­дество», «Богоявление», «Преображение», «Вход в Иерусалим», «Моление о чаше» (?), «Вознесение» и еще одна неразличимая ком­позиция. В парусах изображены евангелис­ты в круглых медальонах. На южной и се-верной стенах четверика помещены фигуры святых в рост, на западной — две компози­ции: «Поклонение тельцу» и «Моисей раз­бивает скрижали». Подпружные арки рас­писаны гризайлью с изображением розеток и карниза с модульонами.

Дом причта — рубленное из бревен с ос­татком одноэтажное прямоугольное в плане здание, завершенное двускатной кровлей. Торцовый главный фасад в три окна сим­метричен по композиции. Высоко поднятые над землей окна с лучковыми перемычка­ми обрамлены прямоугольными наличника­ ми. Такие же окна расположены на боко­вых фасадах.

Лит.: Беляев, 1863, с. 318; Баженов, 1911, с. 280.