Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Успенская церковь, 1818 г.
Тип объекта Регионального значения
Местоположение Костромская область, Антроповский р-н, с. Лежнево (Антроповский р-н, Котельниковское с.п., с. Лежнево)
Вид объекта Памятник
Датировка 1818 год
Правоустанавливающие документы Постановление главы администрации Костромской области от 30.12. 1993 г. № 598 «Об объявлении находящихся на территории Костромской области объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятниками истории и культуры», приложение 1 Постановление № 598 Приказ Минкультуры России_38463-р
Современное значение Религиозное
Охранный статус Объект культурного наследия регионального значения
Техническое состояние -
Архитектор -
Описание объекта

Интересный пример приходского храма с несколько архаической для своего времени объемной композицией, восходящей к ба­рокко, и классицистическим декором. Осо­бый интерес представляет его стенопись, отличающаяся оригинальностью сюжетов и своеобразием живописной манеры. Успен­ская церковь с приделами Рождества Ио­анна Предтечи и Ильи Пророка возведена в 1818 г. на средства помещицы Прасковьи Никитичны Радиловой. Во 2-й пол. 19 в. трапезная была надложена с устройством окон второго света и расширена к западу, включив в свой объем колокольню. Ныне плоское перекрытие трапезной обрушилось, утрачены гуськовые кровли храмового четверика и алтаря, луковичная чешуйчатая главка церкви и шпиль колокольни, разо­бран портик перед северным входом в храм. Кирпичные стены фрагментарно сохранили первоначальную штукатурку фасадов. Церковь расположена на восточной окраи­не села перед широким полем, окруженным перелесками. Продольно-осевая композиция здания состоит из храма типа восьмерик на четверике, зауженного низкого алтаря пря­моугольной в плане формы со скругленными углами и более широкой двусветной трапез­ной. Над двускатной кровлей в ее западной части возвышаются два верхних четвери­ка четырехъярусной колокольни. Восточ­ные углы трапезной скруглены. Все объемы связаны невысоким цоколем, ограниченным полувалом. Довольно приземистый четверик завершен многопрофильным карнизом со ступенчатыми консольками, переходящим на апсиду. Над карнизом возвышается не­ высокий глухой аттиковый ярус, на фоне которого на южном фасаде особенно рель­ефно выступает треугольный фронтон со­ хранившегося четырехколонного тосканского портика с расширенным центральным интерколумнием. Фланги четверика отмечены тосканскими пилястрами, поставленными со значительным отступом от углов. Над пря­моугольным входным проемом помещена небольшая нишка-киот, два высоких пря­моугольных окна по сторонам входа окру­жены вдавленными рамками-четвертями и отмечены треугольными сандриками. Тяжелая полка в основании окон восьме­рика делит его на два яруса. Все проемы здесь выделены легкими раскреповками, играющими роль своеобразных наличников с антаблементами над горизонталью пере­мычки. Эту композицию дополняют нишки, полуциркульные над всеми окнами и круг­лые — под окнами основных граней. Мно­гопрофильный карниз восьмерика, как и в четверике, украшен ступенчатыми консоль­ками. Алтарь, скругленные углы которого слегка заглублены относительно основных плоскостей, декорирован аналогично чет­верику. Боковые фасады трапезной разде­лены центральной лопаткой на две части, соответствующие двум периодам строитель­ства. В каждом

прясле помещено по три оси проемов; над прямоугольными окнами с треугольными сандриками прорезаны по­лукруглые окна второго света, профилиро­ванные обрамления которых опираются на подоконные полочки с миниатюрными крон­штейнами по краям. Композиция колокольни не отличается слаженностью: углы двух нижних четве­риков закреплены мощными лопатками (во втором ярусе филенчатыми), а в двух вер­хних оформлены пучками из трех трехчет­вертных колонн. Арки во всех четвериках (ярусах) имеют различные пропорции — от полуциркульной во втором до подчеркнуто высокой в третьем. Карнизы двух нижних четвериков аналогичны остальным частям храма, а в верхних образованы простым нависанием рядов кирпичной кладки. Завер­шение второго и третьего ярусов треуголь­ными фронтонами, по-видимому, вызвано стремлением связать отдельные элементы здания. Более изящно венчание колоколь­ни с люкарнами. прорезающими высокую гуськовую кровлю, и четырехгранным ба­рабанчиком, ребра которого подчеркнуты филенчатыми лопатками. Храм перекрыт восьмилотковым сводом, прорезанным кольцом светового барабана в шелыге. Переход от четверика к восьмери­ку осуществляется с помощью конических тромпов. Окна боковых фасадов помещены в высокие арочные ниши. Свод отделен от стен восьмерика тянутым карнизом. Три арочных проема ведут из храма в алтарь, коробовый свод которого замкнут с востока лотком с распалубками над окнами. Плоский потолок трапезной опирался на два крещатых столба. Своеобразны небольшие хоры трапезной в виде балкончика с ограждени­ем из балясин, устроенные между пилонами колокольни. Все ярусы колокольни имеют плоские деревянные перекрытия. Клеевая, прописанная маслом роспись храма исключительно оригинальна. Отсутс­твие иконографических аналогов не позво­ляет ее точно датировать. По-видимому, время ее создание можно определить 2-й четв. 19 в. Оконные ниши, тромпы и живо­писные композиции окружены живописными гирляндами из дубовых листьев. Между ок­нами восьмерика фрагментарно сохранились композиции «Лепта вдовицы», «Христос у Марфы и Марии» и «Фарисей и мытарь». Тромпы по традиции заняты изображениями   евангелистов. Сюжеты над боковыми входа­ми в храм трудно поддаются расшифровке. На западной стене четверика с переходом на восьмерик помещена большая композиция «Страшный суд», оригинальная по иконогра­фии. По сторонам боковых входов написа­ны фигуры святых в рост, а по сторонам арки в трапезную сохранились фрагменты композиций, иллюстрирующих притчи о ми­лосердном самаритянине, богаче и Лазаре. Колорит живописи монохромный, вы дер­жанный в коричневатых тонах.

Лит.: Беляев, 1863, с. 317; ИИАК, 1909, с. 202, № 472; Баженов, 1911, с. 279—280.