Наименование объекта | Ансамбль, XIX в.: Никольская церковь, 1809 г.; Колокольня, 1873 г. |
---|---|
Тип объекта | Регионального значения |
Местоположение | Костромская область, Антроповский р-н, Просекское с.п., уроч. Арсеньево |
Вид объекта | Ансамбль |
Датировка | XIX век |
Правоустанавливающие документы | Постановление главы администрации Костромской области от 30.12. 1993 г. № 598 «Об объявлении находящихся на территории Костромской области объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятниками истории и культуры», приложение 1 Постановление № 598 Приказ Минкультуры России_58030-р Приказ Минкультуры России_59860-р Приказ Минкультуры России_60036-р |
Современное значение | Религиозное |
Охранный статус | Объект культурного наследия регионального значения |
Техническое состояние | - |
Архитектор | - |
Небольшой комплекс культовых сооружений, объединивший постройки в формах раннего классицизма и русско-византийского стиля. Расположен в равнинном пейзаже в стороне от жилья, на краю оврага, заросшего лесом. В 17 в. Арсеньева слобода с окрестными приписными деревнями входила в состав вотчины Чухломского Городецкого монастыря. Каменный храм Николая Чудотворца с двумя теплыми приделами (северный — Успения Богоматери, южный — Ильи Пророка, М акария Унженского и Флора и Лавра) был возведен в 1809 г. на месте двух деревянных церквей 18 в. В 1873-1877 гг. на средства прихожан подрядчиком Н.А. Алексеевым была сооружена каменная ограда с колокольней над главными северными воротами. В 1906 г. причт и церковный староста обратились к епархиальному начальству с просьбой о расширении теплого храма. Для накопления средств на строительные работы в селе был открыт кирпичный завод, доход от работы которого полностью использовался на церковные нужды. В январе 1909 г. план предполагаемого распространения храма был направлен архитектору Л.А. Большакову для составления пояснительной записки к чертежам. Новая трапезная на месте разобранной старой была возведена к ноябрю того же года под наблюдением кинешемского городского архитектора Адрианова. Кирпичные стены зданий оштукатурены и побелены. К настоящему времени церковная ограда разобрана, утрачены кровли над боковыми объемами колокольни, заложен ряд оконных проемов в храме. Церковь Николая Чудотворца — характерный для области сельский приходской храм, объемная структура которого сохраняет связь с барокко, а несколько суховатый фасадный декор выдержан в формах классицизма; в архитектуре поздней трапезной удачно стилизованы первоначальные элементы здания. В композиции здания доминирует компактный двусветный четверик храма, завершенный крутой четырехлотковой крышей с люкарнами в основании и увенчанный пятью луковичными главами (центральная световая). С востока к нему примыкает не высокий прямоугольный в плане алтарь со скругленными и раскрепованными углами, с запада — обширная трапезная с крестообразно повышенной основной частью и пониженными углами, уравненными по высоте с алтарем. Перед западным входом устроена небольшая закрытая паперть под двускатной крышей. Боковые фасады четверика украшены четырехпилястровыми тосканскими портиками, поддерживающими трехчастный антаблемент. Прямоугольные проемы нижнего яруса (средний входной) заключены в наличники с профилированными полуциркульными архивольтами, отмеченными веерными замками. Высоко поднятые над ними треугольные сандрики на плоских П-образных щитах упираются в профилированные подоконники окон второго света, не имеющих обрамлений. Барабаны глав с узкими диагональными гранями декорированы прямоугольными нишками и трехчастными карнизами. Арочные окошки в основанных гранях центрального барабана оформлены рамочными наличниками с замками. Узкими рамками окружены также окна алтаря, помещенные в плоских нишах. Симметричную структуру фасадов трапезной подчеркивают повышенные, но слабо выступающие ризалиты с тремя высокими арочными проемами, фланкированные по сторонам небольшими пряслами с одним прямоугольным окном в каждом. На боковых фасадах антаблемент ризалитов имеет щипцовое подвышение в центре, на западном он завершен пологим щипцом. Фасадный декор варьирует формы первоначальной части здания (пилястры в простенках окон, треугольные сандрики, поднятые над арочными проемами, и т.п .). Появление тройного арочного «византийского» окна на ризалите западного фасада, видимо, вызвано желанием стилистически связать храм с отдельно стоящей колокольней. В окнах храма
сохранились волнисто-ромбические решетки, а над юж-ным входом — остатки металлического зонта нач. 20 в. Высокое и светлое пространство храма перекрыто четырехлотковым сводом со световым барабаном в шелыге и люкарнами во всех гранях, кроме восточной. Еще большую стройность интерьеру придают высокие ниши, объединяющие проемы первого и второго света. Три арочных прохода ведут в алтарь, коробовый свод которого усложнен распалубками. В трапезной четыре широко расставленных столба с перекинутыми между ними подпружными арками несут систему крещатых сводов. В придельных алтарях — коробовые своды с распалубками от продольной подпружной арки. Тянутый декор в храме (карниз с мелкими сухариками в основании свода, обрамления ниш и люкарн) появился, вероятно, в 3-й четв. 19 в. — во время строительства колокольни. Живопись 3-й четв. 19 в. в академической традиции, прописанная маслом в конце того же столетия, является характерным памятником монументального искусства этого периода. На своде в фигурных тянутых филенках уцелели фрагменты изображений евангелистов, а от композиций, размещавшихся по сторонам люкарн, сохранились лишь арочные живописные рамы. На западной стене частично сохранилась крупная композиция «Успение Богоматери», заключенная в пышную раму арочной формы, украшенную рокайлями. По ее сторонам одна над другой помещено еще по две композиции (их сюжеты не читают ся). Своеобразно расположение на восточной стене сцены «Явление Христа Марии Магдалине», которая была включена в единую композицию с иконостасом. Живопись на боковых стенах — фигуры избранных святых в рост в простенках между окнами второго света и небольшие сцены евангельского цикла под верхними окнами — написаны маслом в кон. 19 в.
Колокольня — хороший пример ярусного культового сооружения в русско-византийском стиле с элементами позднего классицизма. Основной объем колокольни состоит из трех уменьшающихся по площади ярусов — четверика и двух восьмериков (в среднем диагональные грани более узкие), увенчанных крупной луковичной главой. С запада и востока к четверику основания примыкают невысокие, почти квадратные в плане объемы — видимо, сторожка и лавка. Нижний ярус колокольни и стены боковых объемов обработаны кирпичным квад-
ровым рустом, на фоне которого рельефно выделяются обрамления арочных проемов. В окнах они имеют вид тяжелых профилированных килевидных архивольтов, опирающихся на импосты, в центральном проезде — портала с широким архивольтом, поддерживаемым пилястрами. Венчающий карниз в сторожках выполнен нависанием рядов кирпичной кладки, а в основном объеме усложнен удлиненными сухариками и филенчатым аттиком с килевидной нишей-киотом над проездной аркой. Во втором ярусе основные грани прорезаны арками звона с килевидными архивольтами, фланкированными пилястрами, а глухие диагональные украшены плоскими прямоугольными филенками. Цепочка килевидных кокошников, скрепленных щипцами, помещенная над антаблементом с филенчатым фризом, позволяет сделать более плавным переход к верхнему восьмерику. Здесь над арками звона, чередующимися с арочными нишами, повторен тот же прием. В нижнем ярусе колокольни по сторонам центрального проезда, перекрытого цилиндрическим сводом, расположены небольшие вытянутые помещения со срезанными углами: в восточном находилась деревянная лестница, имевшая каменные площадки на сводах, западное, перекрытое коробовым сводом, использовалось для хозяйственных целей. В боковых объемах — по одному помещению, ранее имевшему плоские перекрытия. В западном уцелела старая филенчатая дверь.
Лит.: Беляев, 1863, с. 254; ИИАК, 1909, с. 271, № 723; Баженов, 1911, с. 336.
ГАКО. Ф. 130. Oп. 4. Д. 2753; Ф. 137. Oп. 2. Д. 3838.