Наименование объекта | Ансамбль Никольской церкви, 1815 год |
---|---|
Тип объекта | Федерального значения |
Местоположение | Костромская область, Чухломский район, Повалихинское с.п., урочище Николо-Дорок (Дорок), 1,5 км от д. Популино |
Вид объекта | Ансамбль |
Датировка | 1815 год |
Правоустанавливающие документы | Указ Президента РФ от 20.02.1995 г. № 176 «Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения» |
Современное значение | Религиозное |
Охранный статус | Объект культурного наследия федерального значения |
Техническое состояние | Неудовлетворительное. Не используется. |
Архитектор | В.Шкалин |
Типологически характерный для провинциального зодчества Верхневолжского региона сельский приходской храм в формах классицизма. Никольская церковь, что на Дорке с приделами Рождества Богородицы и Бориса и Глеба возведена в 1815 г. на средства прихожан. В 1-й четв. 19 в. были сделаны иконостасы в формах классицизма: в холодном храме, освященном во имя Рождества Богородицы, трехъярусный четырехчиновой в семь осей, а в трапезной одноярусные двухчиновые. В 1885 г. церковная территория была обнесена деревянной оградой в кирпичных столбах с арочными воротами с западной стороны. В 1896 г. трапезная храма расширена к западу. Проект выполнил губернский архитектор В. Шкалин, однако при его реализации помещения по сторонам колокольни вместо крестовых сводов были перекрыты плоскими потолками. Видимо, в этот же период интерьеры храма были украшены масляной живописью в духе академизма, а иконостасы обновлены с заменой строгих классицистических колонн витыми, декорированными в духе эклектики. Паперть у западного фасада колокольни, запроектированная одновременно с расширением трапезной, по всей видимости, была выполнена в нач. 20 в. и по другому проекту; к тому же времени относятся прямоугольные тянутые наличники окон, заменившие строгие вдавленные рамки с небольшими расширениями в верхней части (уцелели на ложных ок-нах придельных апсид). К настоящему времени утрачены западные главы храма, кровли трапезной и колокольни, шпиль последней, уничтожены иконостасы, настенная живопись сильно потемнела, и ее композиции не читаются; от ограды сохранились только ворота. Храм живописно расположен на высоком берегу небольшой речки Ножига, притока Виги. Кирпичные стены храма и ворот сохранили остатки старой штукатурки. Здание имеет продольно-осевую композицию. Чуть вытянутый с запада на восток двусветный четверик завершен Гуськовой кровлей, которую венчают пять чешуйчатых луковичных главок, цилиндрические барабаны которых (центральный световой) подняты на круглых постаментах. Чуть заглубленные по от ношению к фасадам углы четверика скруглены. Аналогичным образом обработаны углы более узкого пониженного алтаря. Просторная трапезная значительно шире четверика: полукруглые апсиды ее приделов фланкируют боковые фасады четверика, а поздние западные пристройки скрывают боковые стены нижнего яруса колокольни. Последняя состоит из трех четвериков и
увенчана граненым барабаном в основании утраченного шпиля. Все объемы церкви связаны общим, чуть выступающим цоколем и неполным профилированным антаблементом (без архитрава), венчающим пониженные объемы, а на стенах четверика играющим роль межъярусного членения. Аналогичный антаблемент завершает фасады четверика. Все окна церкви имеют одинаковую прямоугольную форму и декор: прямоугольный тянутый наличник, сверху и снизу дополненный лежачими профилированными филенками. На боковых фасадах четверика проемы расположены по трем осям, с входами в центре. Барабаны глав украшены арочными нишами (центральная прорезана арочными окнами), чередующийся с лопатками, переходящими в нижней части в волюты. Углы нижнего яруса колокольни подчеркнуты гладкими лопатками. Фасадная композиция верхних ярусов идентична: арка звона, помещенная в плоскую прямоугольную нишу с импостами и трехчастными замками в вершине, оформлена двухколонным тосканским портиком с треугольным фронтоном. Неполный антаблемент портика дополнен ступенчатыми консольками, создающими живую игру света. Лицевой фасад паперти, завершенный треугольным фронтоном, прорезан арочным входным проемом, который фланкирован двумя прямоугольны ми окошками. Высокий четверик храма перекрыт восьмилотковым сводом со световым кольцом главы в шелыге. Узкие диагональные грани свода опираются на маленькие тромпы. Коробовый свод алтаря, связанного с храмом тремя арочными проемами, усложнен диагональными лотками в восточных углах помещения. Трапезная, разделенная продольными
подпружными арками на три части, перекрыта коробовыми сводами с распалубками, шелыги которых имеют повышение к центру. Западные палатки по сторонам колокольни имеют плоские потолки. Перекрытие нижнего яруса колокольни образовано двумя взаимно пересекающимися коробовыми сводами; слева между пилонами находится винтовая лестница к звону.
Ворота, типичные для периода эклектики, представляют собой полуциркульную арку, переброшенную между двумя пилонами, лицевые плоскости которых украшены прямоугольными филенками. Над вершиной арки помещена кубическая тумба с маленькой луковичной главкой. Аналогичные главки раньше существовали и над пилонами. Между воротами и ближайшими к ним столбами ворот (частично сохранились) находились калитки.
Лит: Беляев, 1863, с. 260-261; ИИАК, вып. 31, 1909, с. 273; Баженов, 1911, с. 330.