Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Ансамбль Никольской церкви, 1815 год
Тип объекта Федерального значения
Местоположение Костромская область, Чухломский район, Повалихинское с.п., урочище Николо-Дорок (Дорок), 1,5 км от д. Популино
Вид объекта Ансамбль
Датировка 1815 год
Правоустанавливающие документы Указ Президента РФ от 20.02.1995 г. № 176 «Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения»
Современное значение Религиозное
Охранный статус Объект культурного наследия федерального значения
Техническое состояние Неудовлетворительное. Не используется.
Архитектор В.Шкалин
Описание объекта

Типологически характерный для про­винциального зодчества Верхневолжско­го региона сельский приходской храм в формах классицизма. Никольская цер­ковь, что на Дорке с приделами Рожде­ства Богородицы и Бориса и Глеба возве­дена в 1815 г. на средства прихожан. В 1-й четв. 19 в. были сделаны иконостасы в формах классицизма: в холодном храме, освященном во имя Рождества Богороди­цы, трехъярусный четырехчиновой в семь осей, а в трапезной одноярусные двухчиновые. В 1885 г. церковная территория была обнесена деревянной оградой в кир­пичных столбах с арочными воротами с западной стороны. В 1896 г. трапезная храма расширена к западу. Проект вы­полнил губернский архитектор В. Шкалин, однако при его реализации помещения по сторонам колокольни вместо крестовых сводов были перекрыты плос­кими потолками. Видимо, в этот же пе­риод интерьеры храма были украшены масляной живописью в духе академизма, а иконостасы обновлены с заменой стро­гих классицистических колонн витыми, декорированными в духе эклектики. Па­перть у западного фасада колокольни, запроектированная одновременно с рас­ширением трапезной, по всей видимос­ти, была выполнена в нач. 20 в. и по другому проекту; к тому же времени от­носятся прямоугольные тянутые налич­ники окон, заменившие строгие вдавлен­ные рамки с небольшими расширениями в верхней части (уцелели на ложных ок-нах придельных апсид). К настоящему времени утрачены западные главы хра­ма, кровли трапезной и колокольни, шпиль последней, уничтожены иконоста­сы, настенная живопись сильно потем­нела, и ее композиции не читаются; от ограды сохранились только ворота. Храм живописно расположен на высо­ком берегу небольшой речки Ножига, притока Виги. Кирпичные стены храма и ворот сохранили остатки старой шту­катурки. Здание имеет продольно-осевую композицию. Чуть вытянутый с запада на восток двусветный четверик завершен Гуськовой кровлей, которую венчают пять чешуйчатых луковичных главок, цилиндрические барабаны которых (цен­тральный световой) подняты на круглых постаментах. Чуть заглубленные по от­ ношению к фасадам углы четверика скруглены. Аналогичным образом обра­ботаны углы более узкого пониженного алтаря. Просторная трапезная значитель­но шире четверика: полукруглые апси­ды ее приделов фланкируют боковые фасады четверика, а поздние западные пристройки скрывают боковые стены нижнего яруса колокольни. Последняя состоит из трех четвериков и

увенчана граненым барабаном в основании утра­ченного шпиля. Все объемы церкви связаны общим, чуть выступающим цоколем и неполным про­филированным антаблементом (без архи­трава), венчающим пониженные объемы, а на стенах четверика играющим роль межъярусного членения. Аналогичный ан­таблемент завершает фасады четверика. Все окна церкви имеют одинаковую пря­моугольную форму и декор: прямоуголь­ный тянутый наличник, сверху и снизу дополненный лежачими профилированны­ми филенками. На боковых фасадах чет­верика проемы расположены по трем осям, с входами в центре. Барабаны глав украшены арочными нишами (центральная прорезана арочными окнами), чередующи­йся с лопатками, переходящими в ниж­ней части в волюты. Углы нижнего яруса колокольни подчеркнуты гладкими лопатками. Фасадная композиция верхних яру­сов идентична: арка звона, помещенная в плоскую прямоугольную нишу с импоста­ми и трехчастными замками в вершине, оформлена двухколонным тосканским пор­тиком с треугольным фронтоном. Непол­ный антаблемент портика дополнен сту­пенчатыми консольками, создающими живую игру света. Лицевой фасад папер­ти, завершенный треугольным фронтоном, прорезан арочным входным проемом, ко­торый фланкирован двумя прямоугольны­ ми окошками. Высокий четверик храма перекрыт восьмилотковым сводом со световым кольцом главы в шелыге. Узкие диаго­нальные грани свода опираются на ма­ленькие тромпы. Коробовый свод алта­ря, связанного с храмом тремя арочными проемами, усложнен диагональными лотками в восточных углах помещения. Трапезная, разделенная продольными
подпружными арками на три части, пе­рекрыта коробовыми сводами с распалуб­ками, шелыги которых имеют повыше­ние к центру. Западные палатки по сто­ронам колокольни имеют плоские потол­ки. Перекрытие нижнего яруса колоколь­ни образовано двумя взаимно пересека­ющимися коробовыми сводами; слева между пилонами находится винтовая ле­стница к звону.

 

Ворота, типичные для периода эклек­тики, представляют собой полуциркуль­ную арку, переброшенную между двумя пилонами, лицевые плоскости которых украшены прямоугольными филенками. Над вершиной арки помещена кубичес­кая тумба с маленькой луковичной глав­кой. Аналогичные главки раньше суще­ствовали и над пилонами. Между ворота­ми и ближайшими к ним столбами ворот (частично сохранились) находились калитки.

Лит: Беляев, 1863, с. 260-261; ИИАК, вып. 31, 1909, с. 273; Баженов, 1911, с. 330.