Ансамбль Успенской (Княжей) пустыни, XVIII – XIX вв.: Успенская церковь (Ильи Пророка), 1842 г.; Дом жилой келейницы, кон. XVII...

Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Ансамбль Успенской (Княжей) пустыни, XVIII – XIX вв.: Успенская церковь (Ильи Пророка), 1842 г.; Дом жилой келейницы, кон. XVIII – нач. XIX в.
Тип объекта Регионального значения
Местоположение Костромская область, Кологривский район, Ильинское с.п., уроч. Пустынь (Княжая), 27 км от пос. Воймас
Вид объекта Ансамбль
Датировка XVIII – XIX века
Правоустанавливающие документы Постановление главы администрации Костромской области от 30.12. 1993 г. № 598 «Об объявлении находящихся на территории Костромской области объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятниками истории и культуры», приложение 1.
Современное значение Религиозное
Охранный статус Объект культурного наследия регионального значения
Техническое состояние Неудовлетворительное. Не используется.
Архитектор -
Описание объекта

Один из характерных для области культовых комплексов, сохранивших разновременные храмы, деревянный и каменный, по формам типичные для этого региона. Княжая пустынь — одно из самых почитаемых в народе и живописнейших мест в северной части области, привлекавшее паломников и богомольцев не только из Костромской, но и соседних Вологодской и Вятской губерний. Храмы стоят на высоком холме, крутые склоны которого, спускающиеся к пойме р. Княжая, притока Унжи, поросли лесом. У подножья холма бьют ключи, вода из которых считается целебной, избавляющий от многих недугов. В нач. 18 в. здесь возник монастырь — Богородицкая или Успенская пустынь. Его основателем был помещик Фома Данилович (по данным Белорукова, Игнатий Фомич) Цезырев (Цизарев) из селения Урма. По преданию, во время охоты на берегу речки Княжей он увидел на горе на одной из лип икону Успения Богоматери и, помолившись ей, получил исцеление от болезни ног. Приняв монашество под именем Иезекииля, он поставил здесь в 1719 г. деревянную церковь Успения. После его смерти братия разошлась и монастырь запустел. Официально пустынь была упразднена в 1762 г., а Успенская церковь превращена в приходскую, обслуживающую большое подмонастырское село, в котором насчитывалось долее 200 дворов. В 1842 г. к северу от деревянного храма на средства Анастасии Степановны (Микулиной) Никулиной, происходившей из рода Цизаревых, была возведена каменная церковь Успения с приделами Николая Чудотворца и Александра Невского. Храмы были обнесены деревянной оградой. Обретенная икона Успения Богоматери после закрытия монастыря была перенесена в Кологрив (вероятно, в деревянную Онуфриевскую церковь), а по завершении строительства городского Успенского собора, по ходатайству его ктитора Ф.К. Левашова, — в собор. В 1897 г. деревянный храм в западной части был перестроен и получил новую тесовую обшивку. В годы советской власти на территории Княжей пустыни работал лесозаготовительный участок пос. Ульшма. В кирпичной церкви располагались столовая, пекарня и магазин, а деревянная использовалась под клуб. В 1955 г. в 4-х км от села Пустынь был основан новый лесопункт Советский Межевского мехлесхоза с поселком, и село перестало существовать. Храмы Княжей пустыни сохранились в полуразрушенном состоянии: в каменном утрачены верхние ярусы колокольни, перекрытие и кровля трапезной, кровля на четверике и апсиде; в деревянном уцелели только стены сруба с мелкими фрагментами тесовой обшивки. Вокруг них стоят несколько полуразвалившихся бревенчатых изб, одна из которых — севернее каменной церкви — известна как дом келейницы, вероятно, относящийся к 1-й пол. 19 в.

Каменная церковь — скромный пример сельского храма в формах классицизма. Кирпичные стены сохранили фрагменты покрывавшей их штукатурки. Продольно-осевая объемная композиция строится из двусветного четверика с пониженной сильно вынесенной полукруглой в плане апсидой, усложненной легкими раскреповками, более широкой прямоугольной в плане трапезной и нижнего яруса колокольни с примыкающими по сторонам палатками. Фасадный декор здания очень скромен.

Все части храма объединяет невысокий чуть выступающий цоколь. На боковых фасадах четверика над тремя прямоугольными нижними проемами помещены окна второго света, близкие квадрату. Входные проемы, подчеркивающие среднюю ось композиции, прежде акцентировали двускатные зонты на изящных металлических кронштейнах. Единственным украшением нижних окон служат простые полочки-подоконники, верхние имеют более развитый декор — двухуступчатые подоконники и тяжелые сандрики (и те и другие на блок-кронштейнах). Венчает стены неполный антаблемент с простейшими профилировками, образованными выступами рядов кирпичной кладки. Аналогичный антаблемент завершает фасады алтаря и трапезной, прорезанные прямоугольными окнами (на апсиде два проема ложные), объединенными на уровне подоконников полочкой. Арочный вход в колокольню фланкирован парными пилястрами. Стены боковых палаток оживлены прямоугольными плоскими нишами, повторяющими форму нижних оконных проемов.

Внутри четверик, завершенный сомкнутым сводом, соединен широкой аркой с алтарем, перекрытым коробовым сводом с конхой. В западной стене трапезной находятся три проема: средний ведет в колокольню, боковые — в небольшие прямоугольные в плане помещения палаток, где размещались ризница и библиотека. Как и трапезная, все они имели плоские потолки, ныне утраченные. Лестница на ярус звона располагалась в толще стены между колокольней и южной палаткой.

Дом келейницы — редкий сохранившийся пример избы-четырехстенка простейшего типа с самцовой кровлей. Стены дома рублены из бревен с остатком на деревянных стульях, обернутых берестой. Прямоугольный в плане объем, вытянутый по оси север-юг, имеет двускатную кровлю из дранки. С запада к нему примыкала более поздняя пристройка, сохранившая лишь нижние венцы. На передний южный фасад выходят два прямоугольных косящатых окна, освещавших жилую часть дома, и окно чердака. Еще два окна помещены на западном фасаде, здесь же находится вход в сени. С северной стороны сделаны одностворчатые ворота, ведущие на первый ярус небольшого двора.

Внутри сохранились остатки тонкой перегородки, отделявшей кухню от жилой части, в северо-восточном углу находится русская печь, сложенная на венце бревен.

Библиография: Беляев И. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. СПб., 1863. С. 306; Зверинский В.В. Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. СПб., 1892. Т. 2. № 1294; Известия императорской археологической комиссии (ИАК). СПб., 1909. Вып. 31. С. 131, № 429; Баженов И.В. Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. Кострома, 1911. С. 352; Смирнов С. В Княжей пустыни // Кологривский край. Кологрив, 1995. 14 сентября; Белоруков Д. Деревни, села и города Костромского края: Материалы для истории. Кострома, 2000. С. 129-130; Кучин Н. Костромской край: города и веси. Кострома, 2000. С. 140-141; Смирнов С. Святые места // Кологривский край. Кологрив, 2001. 27 марта.

Архивные источники: ГАКО. Ф. 130. Оп. 11 доп. Ед. хр. 4; Там же. Ф. 707. Оп.1. Ед. хр. 1070. Лл. 2-4 об. РГИА. Ф. 797. Оп. 3. Ед. хр. 12188. Л. 1-18.