Наименование объекта | Ансамбль, XIX в.: Богословская церковь, 1819 г.; Никольская церковь, 1801 г.; Колокольня при Никольской церкви, 1819 г. |
---|---|
Тип объекта | Регионального значения |
Местоположение | Костромская область, Антроповский р-н, с. Богослов |
Вид объекта | Ансамбль |
Датировка | XIX век |
Правоустанавливающие документы | Постановление главы администрации Костромской области от 30.12. 1993 г. № 598 «Об объявлении находящихся на территории Костромской области объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятниками истории и культуры», приложение 1 Постановление № 598 Приказ Минкультуры России_40099-р Приказ Минкультуры России_41813-р Приказ Минкультуры России_40887-р |
Современное значение | Религиозное |
Охранный статус | Объект культурного наследия регионального значения |
Техническое состояние | - |
Архитектор | - |
Характерный пример сельского храмового комплекса, состоящего из двух разновременных церквей, стилистика которых соответствует основным этапам костромского зодчества кон. 18 — нач. 19 в. — барокко с элементами допетровской эпохи и классицизма. Расположен на западной окраине большого села, на возвышенности, западный склон которой спускается к р. Шаче. Село Богословское в 16 в. принадлежало дворцовому ведомству. В 1586 г. царь Федор Иоаннович пожаловал его Ипатьевскому монастырю «на помин души по родителям царицы» Ирины Федоровны Годуновой. Не позднее 1632 г. Богословское перешло в собственность князей Пожарских. Сущест-ующим ныне каменным церквам, построенным на средства дворян Верховских, очевидно, предшествовали деревянные храмы. Наиболее ранняя церковь Благовещения (поставлена на государственную охрану как объект культурного наследия Никольская церковь, 1801 г.) с приделами Николая Чудотворца и Макария Унженского сооружена в кон. 18 в. и освящена в 1801 г. Вторая церковь Иоанна Богослова с приделом Дмитрия Ростовского построена в нескольких метрах севернее в 1819 г. По-видимому, тогда же была возведена отдельно стоящая колокольня, находившаяся чуть западнее обоих храмов (не сохр.). Она представляла собой трехъярусное сооружение в стиле классицизма, в оформлении квадратных в плане ярусов которого были использованы ордерные формы. Территория комплекса была обнесена кирпичной оградой (не сохр.). Во время одного из ремонтов в 19 в., очевидно, была передела на крыша четверика храма. К настоящему времени на главах обоих храмов утрачены кресты. На южном фасаде трапезной Благовещенской церкви имеется большой пролом; изменена конфигурация западного дверного проема. На северном и западном фасадах церкви Иоанна Богослова срублено несколько колонн портиков, а на западном фасаде притвора колонны утрачены полностью; на западном фасаде перед входом разобрано деревянное крыльцо. Церкви сложены из кирпича, снаружи покрыты известковой обмазкой и побелены.
Церковь Благовещения — характерный для своего времени пример провинциального культового здания, в декоре которого преобладающие барочные формы соседствуют с приемами допетровского зодчества. В симметричной относительно продольной оси композиции доминирует двусветный кубический четверик храма, завершенный полусферической крышей с пятиглавием. С востока к храму примыкает более низкий и узкий прямоугольный в плане алтарь со скругленным выступом апсиды, с запада — равная ей по высоте почти квадратная в плане трапезная, несколько превышающая по ширине четверик, и низкий притвор. Углы здания, скругленные на апсиде, трапезной и притворе, закреплены фланкирующими лопатками. Суховатые по рисунку венчающие карнизы дополнены рядом сухариков. На четверике храма под венчающим карнизом проходит неширокий фриз, обработанный несколько архаичными для рубежа 18-19 вв. мелкими полукруглыми нишками — окошниками. На стенах алтаря, трапезной и притвора ему соответствуют филенчатые пояса. На боковых фасадах храма, акцентированных в центре дверными проемами, окна размещены на трех осях. Луковичные главы храма, сохранившие чешуйчатые покрытия из кровельного железа, подняты на удлиненных граненых барабанах. Более крупный центральный барабанпрорезан узкими арочными окнами, которым на угловых барабанах соответствуют нишки той же формы. Апсида освещается тремя окнами, на северном и южном фасадах трапезной симметрично размещено по четыре окна. Все проемы высокие, с лучковыми перемычками, заключены в рамочные наличники с ушами, плоскими фартуками и замками в перемычках и завершены лучковыми сандриками. В интерьере четверик храма перекрыт четырехдольным сомкнутым сводом с круглым световым отверстием в шелыге. Апсида, связанная с храмом широким арочным проходом, перекрыта коробовым сводом с уплощенной конхой над скругленным выступом. Апсида и притвор перекрыты плоскими потолками. В трапезной перекрытие опирается на две кирпичные стенки, отделяющие алтари приделов от прохода в храм. В интерьерах храма и апсиды сохранилась
настенная живопись, выполненная в несколько этапов и впоследствии сильно прописанная. Исключительным своеобразием, выраженным в несколько наивной трактовке форм и насыщенности композиций, отличаются сюжеты страстного цикла в алтаре, написанные в нач. 19 в. клеевыми красками провинциальными мастерами в традициях барокко. Особенно выразительны композиции в конхе апсиды: над восточным окном здесь изображен Христос — Великий архиерей, по сторонам «Жены-мироносицы у гроба Господня» и «Явление Христа Марии Магдалине», а выше — «Воскресение». Живопись в четверике храма, за исключением одновременного алтарю «Вознесения» на западной стене, очевидно, появилась ближе к середине 19 столетия и носит на себе черты академизма. В восточном лотке свода помещена редкая композиция, изображающая первый день творения; западный лоток занимает «Воскресение», на северном и южном лотках в рост написаны парные фигуры евангелистов. На западной стене по сторонам сравнительно небольшой композиции «Вознесение» помещены более крупные сцены: «Преображение» и «Крещение». Пышные рокайльные обрамления сцен, типичные для 3-й четв. 19 в., вероятно, были написаны во время поновления росписей. Фигуры святых князей в рост между окнами второго света (Борис и Владимир на южной стене и Глеб и Александр Невский на северной) написаны в конце 19 столетия. К тому же периоду относится трафарет ный фриз в основании свода и под окнами второго света. В простенках между окнами первого света читаются остатки фигур му чеников. Оформление интерьера дополняют профилированный, расписанный меандром карниз в основании свода и штукатурные тяги в обрамлениях окон.
Церковь Иоанна Богослова — своеобразный по характеру объемной композиции и решению внутреннего пространства пример культового здания в формах провинциального классицизма. Композиция церкви состоит из четверика храма, к которому с востока и запада примыкают более низкая алтарная часть и небольшой притвор. Двусветный четверик основного объема с фронтонами на всех фасадах завершен глухим деревянным восьмигранным трибуном, несущим полусферическую крышу с главкой на низком барабане. Прямоугольная в плане с сильно скругленными углами алтарная часть почти равна по ширине четверику храма, а притвор значительно уже. Боковые фасады храма украшены тосканскими портиками из четырех трехчетвертных колонн, несущих сильно раскрепованные антаблементы с многообломными карнизами, переходящими на восточный и западный фасады. В простенках между колоннами помещены оконные проемы, а центр композиции выделен тройным окном первого света с более широким и высоким центральным проемом. Портикам храма вторят четырех колонные с расширенными центральными интерколумниями портики на восточном и западном фасадах алтарной части и притво-ра. На восточном фасаде портик поднят на невысокий подиум; в среднем интерколумнии расположено тройное окно с ложным центральным проемом. Все нижние проемы и близкие квадрату окна второго света имеют лучковые перемычки, исключение составляют лишь центральные проемы на боковых фасадах храма и среднее окно алтаря, за вершенные полуциркульными перемычками, и прямоугольный дверной проем на западном фасаде. Над всеми проемами помещены профилированные сандрики. Интерьер храма с плоским перекрытием имеет зальный характер. Две арки ведут в двухпрестольную алтарную часть, перекрытую взаимно пересекающимися коробовыми сводами с распалубками от скругленных углов. В западной части храма два мощных столба служат опорами для хоров, занимающих все пространство над притвором. На хоры ведет деревянная маршевая лестница, расположенная в юго-западном углу. Деревянное ограждение хор выполнено в виде решетки с ромбическими ячейками. На потолках сохранились профилированные тянутые карнизы, в шелыгах перекрытия алтарной части — круглые розетки. На сводах апсиды уцелели четыре прямоугольных рамочных обрамления, в которых, очевидно, были помещены живописные композиции.
Лит.: Беляев, 1863, с. 76; Баженов, 1911, с. 82-83; Белоруков, 1990, с. 18~19; Белоруков, 2000, с. 18.