Наименование объекта | Ансамбль, XIX в.: Никольская церковь, 1809 г.,1910 г.; Сторожка, XIX в. |
---|---|
Тип объекта | Регионального значения |
Местоположение | Костромская область, Антроповский р-н, с. Палкино |
Вид объекта | Ансамбль |
Датировка | XIX век |
Правоустанавливающие документы | Постановление главы администрации Костромской области от 30.12. 1993 г. № 598 «Об объявлении находящихся на территории Костромской области объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятниками истории и культуры», приложение 1 Постановление № 598 Приказ Минкультуры России_13930-р Приказ Минкультуры России_14694-р Приказ Минкультуры России_14768-р |
Современное значение | Религиозное |
Охранный статус | Объект культурного наследия регионального значения |
Техническое состояние | - |
Архитектор | - |
Кирпичное оштукатуренное здание в своем первоначальном виде является характерным для региона и своего времени примером сельской приходской церкви в стиле раннего классицизма; более поздние объемы выдержаны в сдержанных формах периода эклектики. Церковь расположена в центральной части села, на высоком холме, с северной стороны ее территорию ограничивает березовая обсадка. Существующий храм с трапезной и колокольней сооружен около 1809 г. на погосте Дор, находившемся в вотчине князя Черкасского. Около 1910 г. с обеих сторон к трапезной были пристроены приделы Ильи Пророка и Флора и Лавра (вероятно, вместо более ранних), а первый ярус колокольни обстроен с трех сторон. Тогда же в трапезной выложили новые своды. Работы выполнял подрядчик Григорий Белоусов из д. Щапово. Вероятно, в кон. 19 — нач. 20 в. к северо-востоку от церкви выстроили дом причта {?), а в нач. 20 в. в нескольких метрах к юго-западу от церкви — сторожку. В советское время утрачены глава храма и верхние ярусы колокольни, не сохранились иконостасы церкви. Ядром продольно-осевой композиции церкви является трехсветный четверик храма с купольной кровлей, над которой возвышается цилиндрический световой барабан. К более узкому прямоугольному в плане алтарю примыкает еще более узкая полукруглая апсида. Равная четверику по ширине прямоугольная в плане трапезная с обеих сторон увеличена объемами приделов с трехгранными апсидами. От колокольни остался только нижний ярус-четверик, к которому с юга и севера примыкают пониженные пристройки, а с запада — прямоугольный в плане притвор с более узкой папертью. Последняя напоминает древнерусские рундуки с закрытой внешней лестницей; ее более низкая западная часть соединяется с притвором стенами, имеюшими наклонный верхний край. Боковые фасады четверика храма обладают четкой композицией с тремя осями проемов. Среднее прясло фланкируют широкие гладкие лопатки, фланги фасадов обработаны еще более широкими филенчатыми лопатками. Окна первого и второго света, в том числе входные проемы посередине.прямоугольные; окна третьего света круглые. Все они заключены в простейшие рамочные наличники. Над входными проемами помешены прямоугольные филенки. На восточном фасаде четверика не заслоненная алтарем верхняя часть стены имеет аналогичную трехчастную композицию с ложными окнами — круглыми по боками и полукруглым по центру. Стены четверика опоясаны многообломным венчающим карнизом, раскрепованным над лопатками и обогащенным рядами поребрика и сухариков. Над карнизом возвышается аттик, на который наложены фронтоны, отвечающие ширине среднего прясла. По осям фасадов кровлю прорезают люкарны с круглыми окнами и лучковыми завершениями. Барабан храма расчленен четырьмя арочными окнами, чередующимися с лопатками. Стены алтаря и апсиды с равномерно расположенными прямоугольными окнами декорированы аналогично храму, добавлены лишь прямоугольные филенки над окнами. Боковые фасады трапезной (приделов) с цоколем, ограни-ченным сверху уступом, в средней части выделены более высоким ризалитом в три окна. Центральное более широкое и высокое окно имеет коробовую перемычку и оформлено колончатым наличником с перехвата ми, массивным профилированным подоконником и килевидным кокошником, возвышающимся над венчающим антаблементом. Боковые прямоугольные окна ризалита, как и окна пониженных флангов и придельных апсид, заглублены в нищи-четверти, а под ними находятся прямоугольные филенки. Притвор и паперть прорезаны арочными окнами, заключенными в ниши-четверти. Западный фасад паперти с арочным входным проемом .завершен крутым треугольным полуфронтоном, опирающимся на широкие угловые пилястры. Над входом сохранился полукруглый металлический зонт. Два боковых входа на западном фасаде ведут в приделы. Их бетонные ступени по сторонам ограничиваются кирпичными парапетными стенками. Бесстолпный храм отличается довольно сложным перекрытием: сомкнутый восьми лотковый свод опирается на стены и угловые тромпы, над которыми в лотках выложены распалубки; свод прорезают также четыре люкарны и круглое отверстие светового барабана. На всю ширину четверика вдоль западной стены размещались деревянные хоры, от которых остались только следы примыкания. Тремя проемами (средний значительно шире боковых) храм соединяется с алтарем, основное помещение которого перекрыто полулотковым сводом с распалубками, а апсида — конхой. Храм сообщается
с трапезной двумя прямоугольными проемами, расположенными на флангах западной стены; вместо обычного центрального проема здесь находится неглубокая арочная нища. Трапезная в продольном направлении разделена длинными подпружными арками на три части, имеющие коробовые своды из бетона. На востоке в ней отрезками стен выделены небольшие пространства, перекрытые по бокам парусными сводами, а в центре сомкнутым четырехлотковым с распалубками, прорезанным большим квадратным отверстием. Широкие и высокие арки открываются из трапезной в приделы, основное пространство которых завершено коробовым сводом с большими распалубками, а западная часть и алтарь — крестовыми. Нижний ярус колокольни перекрыт купольным сводом, а боковые пристройки — коробовыми. Паперть на всю ширину занята бетонной лестницей. В интерьере частично сохранились настенные росписи. Масляная живопись в алтаре относится к кон. 19 — нач. 20 в. Здесь помещены фигуры святых в рост: Василий Великий и Иоанн Богослов по сторонам центральной ниши, Григорий Богослов и еще один святой. Стенопись в храме (2-я пол. 19 в.?) отличается не совсем обычной иконографией. На своде, очевидно, изображен Рай: птицы и рыбы на западном лотке, пейзажи на северном, южном и восточном. На промежуточных лотках помещены сюжеты христологического цикла («Се Человек», «Несение креста», «Христос перед Каиафой» (?). четвертая композиция утрачена). В тромпах — евангелисты. На западной стене четверика центральное место вверху занимает Страшный суд (только Христос-судия и трубящие ангелы), ниже расположена композиция «Христос-отрок среди учите.пей». По сторонам последней изображены атрибуты церкви и два святых в рост — Георгий Победоносец и Дмитрий Солунский (?). На южной и северной стенах храма тремя регистрами помещены фигуры святых, а над входами — «Христос и самаритянка» (на севере), «Христос и Никодим» (на юге). Сохранилась также штукатурная отделка интерьера храма: профилированные обрамления композиций на западной стене четверика, тянутые карнизы, разделяющие лотки свода и членящие стены на три яруса. Последние снабжены сухариками и модульонами.
Сторожка, выполненная в сдержанных формах эклектики, — одноэтажная кирпичная постройка с побеленными стенами. Квадратный в плане объем завершен пологой односкатной кровлей (первоначально — двускатной). Западный фасад с тремя прямоугольными окнами в рамочных наличниках симметричен (в настоящее время два окна объединены и превращены во входной проем). В уровне подоконников на всю ширину фасада проходит полка. Первоначальный вход расположен на восточном фасаде, два других фасада глухие. Стены по периметру здания завершены ступенчатым карнизом. Внутри — единое помешение.
Дом причта (?) (№ 80, не состоит на государственной охране как объект культурного наследия) — выразительный пример сельского жилища периода эклектики, выделяющегося усложненной планировкой и развитым фасадным декором, в котором классицизирующие формы, заимствованные из городской архитектуры, сочетаются с насыщенной и разнообразной пропильной резьбой, воспроизводящей мотивы народного зодчества. Крупный одноэтажный объем, прямоугольный в плане, крыт на два ската и имеет вальму со стороны главного фасада, в которую врезан мезонин с двускатной кровлей. С большим отступом в глубину участка сбоку примыкают сени под пологой односкатной кровлей. Уличный фасад, разделенный перерубами внутренних стен, имеет симметричную трехчастную композицию с тремя окнами в средней части и двумя более широкими.сдвоенными окнами на флангах. На боковых фасадах размещено различное количество окон: на левом пять, сгруппированных перерубом внутренней стены по два и по три, на правом фасаде — три окна. Цокольная часть стены, отделенная профилированной полочкой, обшита вертикальными досками с заостренными нижними концами, а филенчатый фриз под венчающим карнизом украшен тонким резным подзором с мелкими зубчиками. Оформленные в виде лопаток выступы перерубов и угловых венцов украшены накладными ромбами и косыми полотенцами. Последний мотив использован также в обрамлениях окон, имеющих резные ажурные фартуки и завершения. Двускатное покрытие светелки образует полуфронтон, прорезанный глубокой полукруглой нишей. Широкое ложное окно, обрамленное резным наличником, прорезано здесь небольшим полукруглым продухом.
Лит.: Беляев, 1863, с. 72; ИИАК, 1909, с. 159, № 242; Баженов, 1911, с. 81; Третъяков, 2001, 1 февраля.