Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Ансамбль, XIX в.: Никольская церковь, 1809 г.,1910 г.; Сторожка, XIX в.
Тип объекта Регионального значения
Местоположение Костромская область, Антроповский р-н, с. Палкино
Вид объекта Ансамбль
Датировка XIX век
Правоустанавливающие документы Постановление главы администрации Костромской области от 30.12. 1993 г. № 598 «Об объявлении находящихся на территории Костромской области объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятниками истории и культуры», приложение 1 Постановление № 598 Приказ Минкультуры России_13930-р Приказ Минкультуры России_14694-р Приказ Минкультуры России_14768-р
Современное значение Религиозное
Охранный статус Объект культурного наследия регионального значения
Техническое состояние -
Архитектор -
Описание объекта

Кирпичное оштукатуренное здание в своем первоначальном виде является ха­рактерным для региона и своего времени примером сельской приходской церкви в стиле раннего классицизма; более поздние объемы выдержаны в сдержанных формах периода эклектики. Церковь расположена в центральной части села, на высоком холме, с северной стороны ее территорию ограни­чивает березовая обсадка. Существующий храм с трапезной и колокольней сооружен около 1809 г. на погосте Дор, находившемся в вотчине князя Черкасского. Около 1910 г. с обеих сторон к трапезной были пристроены приделы Ильи Пророка и Флора и Лавра (вероятно, вместо более ранних), а первый ярус колокольни обстроен с трех сторон. Тогда же в трапезной выложили новые сво­ды. Работы выполнял подрядчик Григорий Белоусов из д. Щапово. Вероятно, в кон. 19 — нач. 20 в. к северо-востоку от церкви выстроили дом причта {?), а в нач. 20 в. в нескольких метрах к юго-западу от церк­ви — сторожку. В советское время утрачены глава храма и верхние ярусы колокольни, не сохранились иконостасы церкви. Ядром продольно-осевой композиции цер­кви является трехсветный четверик храма с купольной кровлей, над которой возвы­шается цилиндрический световой барабан. К более узкому прямоугольному в плане алтарю примыкает еще более узкая полу­круглая апсида. Равная четверику по ширине прямоугольная в плане трапезная с обеих сторон увеличена объемами приделов с трехгранными апсидами. От колокольни остался только нижний ярус-четверик, к которому с юга и севера примыкают пони­женные пристройки, а с запада — прямо­угольный в плане притвор с более узкой папертью. Последняя напоминает древне­русские рундуки с закрытой внешней лес­тницей; ее более низкая западная часть со­единяется с притвором стенами, имеюшими наклонный верхний край. Боковые фасады четверика храма облада­ют четкой композицией с тремя осями про­емов. Среднее прясло фланкируют широкие гладкие лопатки, фланги фасадов обрабо­таны еще более широкими филенчатыми лопатками. Окна первого и второго света, в том числе входные проемы посередине.прямоугольные; окна третьего света круг­лые. Все они заключены в простейшие ра­мочные наличники. Над входными проема­ми помешены прямоугольные филенки. На восточном фасаде четверика не заслоненная алтарем верхняя часть стены имеет анало­гичную трехчастную композицию с ложными окнами — круглыми по боками и полукруг­лым по центру. Стены четверика опоясаны многообломным венчающим карнизом, раскрепованным над лопатками и обогащен­ным рядами поребрика и сухариков. Над карнизом возвышается аттик, на который наложены фронтоны, отвечающие ширине среднего прясла. По осям фасадов кровлю прорезают люкарны с круглыми окнами и лучковыми завершениями. Барабан храма расчленен четырьмя арочными окнами, че­редующимися с лопатками. Стены алтаря и апсиды с равномерно расположенными пря­моугольными окнами декорированы анало­гично храму, добавлены лишь прямоуголь­ные филенки над окнами. Боковые фасады трапезной (приделов) с цоколем, ограни-ченным сверху уступом, в средней части выделены более высоким ризалитом в три окна. Центральное более широкое и высокое окно имеет коробовую перемычку и оформ­лено колончатым наличником с перехвата­ ми, массивным профилированным подокон­ником и килевидным кокошником, возвы­шающимся над венчающим антаблементом. Боковые прямоугольные окна ризалита, как и окна пониженных флангов и придельных апсид, заглублены в нищи-четверти, а под ними находятся прямоугольные филенки. Притвор и паперть прорезаны арочными окнами, заключенными в ниши-четверти. Западный фасад паперти с арочным вход­ным проемом .завершен крутым треугольным полуфронтоном, опирающимся на широкие угловые пилястры. Над входом сохранился полукруглый металлический зонт. Два бо­ковых входа на западном фасаде ведут в приделы. Их бетонные ступени по сторо­нам ограничиваются кирпичными парапет­ными стенками. Бесстолпный храм отличается довольно сложным перекрытием: сомкнутый восьми­ лотковый свод опирается на стены и угловые тромпы, над которыми в лотках выложены распалубки; свод прорезают также четы­ре люкарны и круглое отверстие светового барабана. На всю ширину четверика вдоль западной стены размещались деревянные хоры, от которых остались только следы примыкания. Тремя проемами (средний зна­чительно шире боковых) храм соединяется с алтарем, основное помещение которого пе­рекрыто полулотковым сводом с распалуб­ками, а апсида — конхой. Храм сообщается

с трапезной двумя прямоугольными проема­ми, расположенными на флангах западной стены; вместо обычного центрального проема здесь находится неглубокая арочная нища. Трапезная в продольном направлении раз­делена длинными подпружными арками на три части, имеющие коробовые своды из бетона. На востоке в ней отрезками стен выделены небольшие пространства, пере­крытые по бокам парусными сводами, а в центре сомкнутым четырехлотковым с рас­палубками, прорезанным большим квадрат­ным отверстием. Широкие и высокие арки открываются из трапезной в приделы, ос­новное пространство которых завершено ко­робовым сводом с большими распалубками, а западная часть и алтарь — крестовыми. Нижний ярус колокольни перекрыт куполь­ным сводом, а боковые пристройки — ко­робовыми. Паперть на всю ширину занята бетонной лестницей. В интерьере частично сохранились настен­ные росписи. Масляная живопись в алта­ре относится к кон. 19 — нач. 20 в. Здесь помещены фигуры святых в рост: Васи­лий Великий и Иоанн Богослов по сторо­нам центральной ниши, Григорий Богослов и еще один святой. Стенопись в храме (2-я пол. 19 в.?) отличается не совсем обычной иконографией. На своде, очевидно, изобра­жен Рай: птицы и рыбы на западном лот­ке, пейзажи на северном, южном и восточ­ном. На промежуточных лотках помещены сюжеты христологического цикла («Се Че­ловек», «Несение креста», «Христос перед Каиафой» (?). четвертая композиция ут­рачена). В тромпах — евангелисты. На за­падной стене четверика центральное мес­то вверху занимает Страшный суд (только Христос-судия и трубящие ангелы), ниже расположена композиция «Христос-отрок среди учите.пей». По сторонам последней изображены атрибуты церкви и два святых в рост — Георгий Победоносец и Дмитрий Солунский (?). На южной и северной стенах храма тремя регистрами помещены фигуры святых, а над входами — «Христос и сама­ритянка» (на севере), «Христос и Никодим» (на юге). Сохранилась также штукатурная отделка интерьера храма: профилирован­ные обрамления композиций на западной стене четверика, тянутые карнизы, разде­ляющие лотки свода и членящие стены на три яруса. Последние снабжены сухарика­ми и модульонами.

Сторожка, выполненная в сдержанных формах эклектики, — одноэтажная кир­пичная постройка с побеленными стенами. Квадратный в плане объем завершен по­логой односкатной кровлей (первоначаль­но — двускатной). Западный фасад с тремя прямоугольными окнами в рамочных налич­никах симметричен (в настоящее время два окна объединены и превращены во входной проем). В уровне подоконников на всю шири­ну фасада проходит полка. Первоначальный вход расположен на восточном фасаде, два других фасада глухие. Стены по периметру здания завершены ступенчатым карнизом. Внутри — единое помешение.

Дом причта (?) (№ 80, не состоит на государственной охране как объект культурного наследия) — выразительный пример сельского жилища периода эклек­тики, выделяющегося усложненной плани­ровкой и развитым фасадным декором, в котором классицизирующие формы, заимс­твованные из городской архитектуры, соче­таются с насыщенной и разнообразной пропильной резьбой, воспроизводящей мотивы народного зодчества. Крупный одноэтаж­ный объем, прямоугольный в плане, крыт на два ската и имеет вальму со стороны главного фасада, в которую врезан мезонин с двускатной кровлей. С большим отступом в глубину участка сбоку примыкают сени под пологой односкатной кровлей. Уличный фасад, разделенный переруба­ми внутренних стен, имеет симметричную трехчастную композицию с тремя окнами в средней части и двумя более широкими.сдвоенными окнами на флангах. На боковых фасадах размещено различное количество окон: на левом пять, сгруппированных пе­рерубом внутренней стены по два и по три, на правом фасаде — три окна. Цокольная часть стены, отделенная профилированной полочкой, обшита вертикальными досками с заостренными нижними концами, а фи­ленчатый фриз под венчающим карнизом украшен тонким резным подзором с мел­кими зубчиками. Оформленные в виде ло­паток выступы перерубов и угловых венцов украшены накладными ромбами и косыми полотенцами. Последний мотив использован также в обрамлениях окон, имеющих резные ажурные фартуки и завершения. Двускатное покрытие светелки образует полуфронтон, прорезанный глубокой полукруглой нишей. Широкое ложное окно, обрамленное резным наличником, прорезано здесь небольшим по­лукруглым продухом.

Лит.: Беляев, 1863, с. 72; ИИАК, 1909, с. 159, № 242; Баженов, 1911, с. 81; Тре­тъяков, 2001, 1 февраля.