Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Ансамбль, XIX в.: Церковь Словенской Богоматери, 80-90 гг. XIX в.; Колокольня, 1806 г.
Тип объекта Регионального значения
Местоположение Костромская область, Антроповский р-н, Палкинское с.п., с. Словинка, ул. Аптечная, 12
Вид объекта Ансамбль
Датировка XIX век
Правоустанавливающие документы Постановление главы администрации Костромской области от 30.12. 1993 г. № 598 «Об объявлении находящихся на территории Костромской области объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятниками истории и культуры», приложение 1 Постановление № 598 Приказ Минкультуры России_40249-р Приказ Минкультуры России_40807-р Приказ Минкультуры России_40759-р
Современное значение Религиозное
Охранный статус Объект культурного наследия регионального значения
Техническое состояние -
Архитектор -
Описание объекта

Своеобразный сельский храмовый комп­лекс, возникший на месте древнего монасты­ря. По преданию, издавна здесь, на берегу р. Словинки, существовал погост с церковью Собора Богородицы «на пустоши в большом лесу». В 1634 г. в заброшенной церкви (по другим сведениям, в часовне) была обретена икона Смоленской Богоматери, а затем ос­нован небольшой монастырь — Новословин­ская мужская пустынь. В 1635 г. патриарх Филарет (отец царя Михаила Федоровича) пожаловал в пустынь «мельницу с толчеей на реке Шаче и три двора людей», а находившийся в ссылке в своей костромской вотчине М.М. Салтыков (он был отправлен сюда еще в 1623 г. за оговор царской невес­ты М.М. Клоповой), «приговорен» построить деревянную церковь. В сер. 17 в. в монас­тыре было девять келий и пятнадцать стар­цев. Со временем вблизи пустыни возникла слобода, положившая начало современному селу. В 1724 г. пустынь была приписана к Ипатьевскому монастырю. В описи, состав­ленной в 1761 г., в Новословинской пустыни упоминаются одноглавые церкви, кельи на­стоятеля и монахов, хозяйственные построй­ки, а также ограда с угловыми башенками и шестнадцатью торговыми лавками. Все постройки монастыря были деревянными. Пустынь просуществовала до сер. 18 в. и была упразднена в ходе реформы 1764 г., а ее церкви обращены в приходские. В 1804-1806 гг. одну из двух деревянных церквей сменила двухэтажная кирпичная церковь с престолами Смоленской Богоматери и Ио­анна Предтечи. В кон. 19 в. в Словинке на средства прихожан началось строительство новой каменной церкви Словинской ико­ны Богоматери (ныне она посвящена иконе Смоленской Богоматери) с престолами Ио­анна Предтечи и Зосимы и Савватия. При ее сооружении, по-видимому, был исполь­зован частично переработанный проект, составленный в 1852 г. для Николаевской Надеевской пустыни, располагавшейся не­подалеку на р. Немде. Строительство храма в основном завершилось к 1892 г. Его про­ект предусматривал существование со сто­роны западного фасада небольшого притво­ра, который возвели только в 1905 г. Пос­ле окончания строительства нового храма кирпичную Смоленскую церковь разобрали, сохранив от нее лишь колокольню. Старая деревянная церковь Рождества Богородицы с престолами Николая Чудотворца и Сер­гия Радонежского использовалась как зим­ний храм. Территорию комплекса окружала кирпичная ограда, сооруженная не позднее сер. 19 в. В 1930-х гг. Рождественская цер­ковь сгорела; ограду постепенно разобрали. Стены церкви выкрашены по кирпичу су­риком, детали декора побелены, цоколь ош­тукатурен. Колокольня первоначально была покрыта снаружи известковой обмазкой, а впоследствии оштукатурена. Комплекс расположен на возвышенности в центре небольшого села. Его застройка по­лукругом охватывает церковный участок с северной и западной сторон. Церковь Смо­ленской Богоматери, выделяющаяся свои­ми монументальными пропорциями, хорошо видна издали при подъезде к Словинке и играет существенную роль в окружающем ландшафте. Колокольня поставлена на рас­стоянии нескольких метров к юго-востоку. Первоначальные границы комплекса обоз­начены старой березовой обсадкой. Терри­тория, непосредственно примыкающая к обоим зданиям, ныне обнесена деревянным штакетником. За большим оврагом пример­но в полукилометре восточнее села, над ис­точником, считающимся местными жителя­ ми целебным, в 2003 г. была восстановлена деревянная часовня.

Церковь Смоленской Богоматери, по мо­нументальности объема и укрупненным про­порциям более сопоставимая с большими городскими или монастырскими соборами, принадлежит к тоновскому типу культовых зданий периода эклектики. В фасадном декоре, характеризующемся суховатыми, не­сколько огрубленными формами, мотивы допетровской архитектуры получили ори­гинальную местную интерпретацию. Здание представляет собой четырехстолпный с вы­соким цоколем пятиглавырй храм, к основ­ному четверику которого с востока примы­кает алтарь, а с запада — небольшой притвор. Стены четверика завершены низким аттиковым ярусом, несущим пятиглавие, в котором центральный световой барабан значительно превышает по объему глухие угловые. Восьмигранные барабаны постав­лены на постаменты и увенчаны гранеными главами луковичной формы. Трехчастный, со скругленными апсидами алтарь по ши­рине равен четверику храма, а по высоте значительно ему уступает. Его центральная апсида значительно превышает по разме­рам боковые полукружия. Притвор завершен двускатной крышей с кирпичным фронто­ном на западном фасаде. На фасадах четверика храма массивные, сгруппированные по три полуколонны с уп­рощенными, похожими на кубоватые капи­телями формируют симметричную трехчас­тную композицию с широким центральным пряслом и сильно зауженными фланговыми. Вертикальное членение фасадов отмечено профилем, отделяющим цокольную часть здания, и широкими, сильно раскрепованными над полуколоннами антаблементами, членящими фасады четверика на два яруса. Карниз антаблемента, проходящего по вер­ху

стен, усложнен поясом сухариков; фриз в простенках между раскреповками обрабо­тан филенками, а в центральных пряслах дополнен аркатурой. На северном, южном и западном фасадах храма в центре помещены арочные дверные проемы. Во втором ярусе над проемами находятся небольшие окна-квадрифолии, а на фланговых участках — высокие арочные окна. Дверные проемы оформлены порталами, массивные с пере­хватами и кубышками полуколонны которых несут треугольные фронтоны с килевидны­ ми навершиями-киотами в тимпанах. Окна-квадрифолии окружены профилированными рамками. Фланговые окна заключены в на­личники с полуколонками, завершенными разорванными фронтончиками. Аттик над четвериком украшен большими килевидны­ми кокошниками, имитирующими закомары. На всех фасадах центральные прясла выделены сдвоенными кокошниками, ооъединенными щипцами. Килевидными кокошни­ками оформлены постаменты барабанов пятиглавия. Барабаны с высокими арочными окнами, световыми на центральном бараба­не и ложными на угловых, декорированы на углах полуколонками. Перемычки окна центрального барабана обработаны тонкими килевидными бровками. На апсидах алта­ря арочные окна обрамлены колончатыми наличниками с разорванными фронтончиками. В притворе углы закреплены узки­ми рустованными пилястрами, а наличники окон завершены треугольными сандриками. На западном фасаде над дверным проемом, имеющим лучковую перемычку, помещен килевидный киот. Фасадное убранство зда­ния дополняют живописные иконы на же­лезе, помещенные в киотах над дверными проемами и в треугольных навершиях ко­кошников над центральными пряслами всех фасадов четверика. Внутреннее пространство храма формиру­ют четыре крещатых столба с диагональным скосом плоскости, обращенной к централь­ному подкупольному пространству. От них к пристенным лопаткам переброшены подпружные арки. Над центральной ячейкой с помощью тромпов поставлен световой бара­бан пятиглавия, перекрытый восьмидольным сомкнутым сводом, ветви планового креста и закрестовья перекрыты коробовыми сво­дами с распалубками. Апсиды, связанные с храмом широкими арочными проходами и сообщающиеся между собой узкими двер­ными проемами, перекрыты конхами, а при­твор имеет плоский потолок. Под зданием устроен калориферный подвал. В оформлении интерьера использованы тянутые карнизы, профили и штукатур­ные обрамления оконных проемов. Стены и пилоны четверика расписаны орнамен­тами, выполненными в технике гризайль, а окна-квадрифолии, заглубленные в круглые ниши, заключены в большие гризайльные обрамления, отличаю щиеся усложненной формой и рисунком. В своде светового бара­ бана написаны головки херувимов в облаках. Несколько примитивная по манере исполне­ния масляная живопись нач. 20 в., тяготею­щая к академическим традициям, находит­ся лишь в центральной апсиде. Восточную нишу занимает «Воскресение Христово». По сторонам с севера написано «Жертвопри­ношение Авраама» и «Моление о чаше», а также фигуры Иоанна Златоуста и Василия Великого, изображенные в рост. В храме находится эклектичный с позо­лоченными деталями иконостас шириной в тринадцать прясел. Особенностью его ком­позиции является объединение пяти чи­нов — двух нижних, двух средних и одного верхнего — в три яруса. В нижних и сред­них ярусах в простенках между пряслами поставлены полуколонки, несущие арочные завершения с резными навершиями. В вер­хнем ярусе полуколонкам соответствуют пилястры, а завершения икон по сторонам центральной части имеют форму щипцов с вогнутыми скатами. Иконостас украшен резными позолоченными деталями. Особенно насыщенным рисунком отличаются царские врата и обрамления икон второго, празд­ничного чина, имеющие форму квадрифолиев. Колонки первого яруса и пилястры третьего покрыты орнаментальной резьбой, типичной для времени эклектики, а витые колонки второго яруса оплетены виноград­ными лозами.

Невысокая трехъярусная с полуярусом колокольня, квадратная в плане, выстро­ена в стиле классицизма. Сблокированные между собой нижний ярус и полуярус слу­жат основанием для двух четырехгранных ярусов звона, слегка убывающих по объему кверху и завершенных яйцевидной крышей с деревянным шпилем на тонком барабане. Остатки стен трапезной, сохранившиеся с восточной стороны в основании колоколь­ни, выполняют функции контрфорса. Ниж­ний ярус и полуярус, обработанные на уг­лах парными пилястрами, разделены про­филированными карнизами. На северном, южном и западном фасадах нижнего яру­са устроены большие арочные проходы, на  фасадах полуяруса — полукруглые окна. Верхние четверики, прорезанные высокими арками звона, оформлены двухколонными тосканскими портиками, несущими раскрепованные на углах антаблементы, которые в последнем ярусе завершены треугольны­ми фронтонами.

Лит .; Беляев, 1863, с. 313; ИИАК, 1909, с. 201, № 465; Зверинский, 1897, № 1844; Баженов, 1911, с. 278-279; Белоруков, 2000, с. 24-25; Соловьев, 2001, с. 161.
ГАКО. Ф. 137. Oп. 1. Д. 3106.
РГИА. Ф. 218. Oп. 4. Д. 488.