Наименование объекта | Ансамбль, XIX в.: Церковь св. Софии, 1828 г.; Южные ворота в ограде, 1849 г. |
---|---|
Тип объекта | Регионального значения |
Местоположение | Костромская область, Антроповский р-н, Просекское с.п., уроч. Антушево |
Вид объекта | Ансамбль |
Датировка | XIX век |
Правоустанавливающие документы | Постановление главы администрации Костромской области от 30.12. 1993 г. № 598 «Об объявлении находящихся на территории Костромской области объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятниками истории и культуры», приложение 1 Постановление № 598 Приказ Минкультуры России_57106-р Приказ Минкультуры России_58630-р Приказ Минкультуры России_57935-р |
Современное значение | Религиозное |
Охранный статус | Объект культурного наследия регионального значения |
Техническое состояние | - |
Архитектор | - |
Пример монументального провинциального храма в стиле позднего классицизма, отличающегося нетрадиционной объемной композицией и своеобразным решением внутреннего пространства. Кирпичная, первоначально оштукатуренная и побеленная церковь Софии, премудрости Божией, построена в 1828 г. Верхние ярусы колокольни, видимо, были сооружены позднее, в сер. 19 в. В храме и трапезной располагалось четыре придела — Макария Унженского, Николая Чудотворца, Флора и Лавра и Параскевы Пятницы. Окружающее храм кладбище было обнесено кирпичной оградой. В нач. 20 в. при церкви находилась церковноприходская школа. К настоящему времени частично сорваны кровельные покрытия здания, утрачены три из пяти глав, обрушился свод юго-восточного барабана; элементы оформления интерьера — иконостасы и живопись — сохранились фрагментарно; разобраны восточное, западное и северное прясла ограды. Церковь Софии расположена на кладбище, на окраине не существующего ныне села. На южной границе кладбища сохранился фрагмент ограды с воротами. Основой композиции церкви Софии является крупный, вытянутый по продольной оси прямоугольный в плане объем, включающий собственно храм, алтарную часть и трапезную. С востока к нему примыкает небольшая, полукруглая в плане апсида, равная ему по высоте, с запада — колокольня, нижний ярус которой достигает высоты основного объема. Собственно храм завершен массивным, широко расставленным пятиглавием, в котором центральная купольная световая ротонда значительно превышает угловые барабаны, вознесенные на квадратные в плане трибуны. Над тяжелым и слабо расчлененным нижним ярусом колокольни возвышается крупный полуярус, несущий два уменьшающихся по размерам четверика звона и небольшой ярус-резонатор, которые выглядят слишком легкими и зрительно слабо гармонируют с монументальной архитектурой остальных объемов здания. Боковые фасады храма выделены в средней части высокой, но плоской арочной ни-шей и завершены широким треугольным фронтоном. В нише расположен прямоугольный дверной проем, фланкированный двумя узкими окнами первого света, а выше, в тимпане фронтона помещено небольшое полукруглое окно второго света. Оформление всех проемов решено очень плоскостно: простой портал двери завершен профилированным сандриком, нижние окна заключены в рамочные наличники, а верхнее обрамлено широким рустованным архивольтом. Окна в остальных частях здания имеют прямо угольную форму и заключены в наличники с пилястрами, поддерживающими прямые сандрики или треугольные фронтончики. Чередование наличников придает некоторое разнообразие скупому фасадному убранству церкви. Так, в апсиде окна завершены сандриками, а на боковых фасадах два окна трапезной и западное окно храма образуют симметричную композицию, в которой наличник среднего проема завершен сандриком, а наличники боковых проемов — фронтончиками. В завершении всех фасадов непрерывной лентой проходит неполный антаблемент, имеющий венчающий карниз с сухариками. Профилированные карнизы на кронштейнах завершают также барабаны глав, прорезанных прямоугольными окнами (в малых барабанах они чередуются с ложными проемами). На западно фасаде нижнего яруса колокольни повторена композиция средней части фасадов храма с дверным проемом, фланкированным узкими окнами, и полуциркульным окном второго света, вписанными в общую арочную нишу. Верхние ярусы колокольни, разделенные простыми карнизами, прорезаны большими арками звона. Во фризе нижнего яруса колокольни фриз антаблемента сохранил остатки штукатурных триглифов. Судя по этим фрагментам, штукатурный декор имели и другие части здания. Интерьер собственно храма
организован четырьмя массивными пилонами со срезанными внутренними углами, формирующими крестообразное внутреннее пространство. С помощью подпружных арок и парусов пилоны поддерживают центральную купольную ротонду. Рукава планового креста перекрыты коробовыми сводами с распалубками, закрестовья, имеющие в интерьере круглую форму, — сферическими сводами. В восточных закрестовьях находились алтари приделов храма, в западных — алтари приделов трапезной, отделенные от храма стенками. Восточная ветвь планового креста связана широким арочным проемом с апсидой, перекрытой конхой. Основное пространство трапезной и ее приделы перекрыты коробовыми сводами с распалубками. В нижнем ярусе колокольни с севера устроена небольшая ризница, с юга находилась деревянная лестница, ведущая на верхние ярусы. Центральное пространство нижнего яруса и ризница имеют коробовые своды. Оформление интерьера обогащает неплохо сохранившаяся лепная отделка. В ротонде храма над парусами и в основании купола проходят развитые карнизы с модульонами и розетками. Карниз в основании ротонды дополнен фризом, расписанным меандром, а над перемычками окон помещены сандрики на кронштейнах, украшенных акантами. Сходный по рисунку карниз с мутулами, розетками, сухариками и живописным фризом расположен на боковых стенах над перемычками проемов первого света. Пилоны в храме были декорированы штукатурными пилястрами, от которых фрагментарно сохранились композитные капители. Остатки карнизов с живописными фризами уцелели также в основании перекрытий алтарной части здания. В храме и его приделах находятся рамы первоначальных ампирных иконостасов с остатками тонкого резного декора. Центральная часть одноярусного двухчинового главного иконостаса завершена высокой аркой в виде полуциркульного архивольта, декорированного клинчатыми филенками с резьбой. Все иконы имели прямоугольную форму (верхние — праздники — горизонтально вытянутые). На изломе фасада при завороте на столбы были установлены пилястры, зрительно поддерживающие антаблемент, карниз которого украшен модульонами и розетками, а фриз — резными венками. Одноярусные с повышенной центральной частью иконостасы приделов храма имеют полукруглую форму с крупными прямоугольными иконами, расположенными в один ряд. Неразрывная связь иконостасов с архитектурой храма осуществляется здесь благодаря созданию единого уровня карниза в иконостасе и в основании сво
дов придельных алтарей. Иконостасы покрыты левкасом и выкрашены в белый цвет. Резные детали (пальметты, цветочные розетки, орнаментальные композиции) позолочены. В трапезной уцелели фрагменты трехъярусны х эклектичных иконостасов, видимо, 3-й четв. 19 в., украшенных резными колонками. От первоначальной клеевой живописи, выполненной в академической манере, под окнами ротонды храма сохранились фигуры апостолов, сидящих в различных позах или коленопреклоненных, изображенных по сторонам композиции «Господь Вседержитель». В конхе апсиды уцелели головки херувимов, относящиеся к более позднему времени. В нижнем ярусе колокольни на стенах читаются остатки примитивных орнаментов, исполненных по трафарету.
Ограда с воротами сооружена в духе позднего классицизма. Сохранившееся прясло ограды представляет собой низкий цоколь несущий квадратные в сечении столбы, между которыми укреплены пикообразные металлические решетки. Широкие, массив ные пилоны ворот с карнизом на ступенчатых консольках, объединенные повышенной аркой центрального проезда, прорезаны узкими арочными калитками. С наружной стороны пилоны оформлены парными пилястрами.
Лит.: Беляев, 1863, с. 256; Баженов, 1911, с. 338.