Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Ансамбль, XIX в.: Церковь св. Софии, 1828 г.; Южные ворота в ограде, 1849 г.
Тип объекта Регионального значения
Местоположение Костромская область, Антроповский р-н, Просекское с.п., уроч. Антушево
Вид объекта Ансамбль
Датировка XIX век
Правоустанавливающие документы Постановление главы администрации Костромской области от 30.12. 1993 г. № 598 «Об объявлении находящихся на территории Костромской области объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятниками истории и культуры», приложение 1 Постановление № 598 Приказ Минкультуры России_57106-р Приказ Минкультуры России_58630-р Приказ Минкультуры России_57935-р
Современное значение Религиозное
Охранный статус Объект культурного наследия регионального значения
Техническое состояние -
Архитектор -
Описание объекта

Пример монументального провинциального храма в стиле позднего классицизма, отли­чающегося нетрадиционной объемной компо­зицией и своеобразным решением внутрен­него пространства. Кирпичная, первоначаль­но оштукатуренная и побеленная церковь Софии, премудрости Божией, построена в 1828 г. Верхние ярусы колокольни, види­мо, были сооружены позднее, в сер. 19 в. В храме и трапезной располагалось четыре придела — Макария Унженского, Николая Чудотворца, Флора и Лавра и Параскевы Пятницы. Окружающее храм кладбище было обнесено кирпичной оградой. В нач. 20 в. при церкви находилась церковноприходская шко­ла. К настоящему времени частично сорва­ны кровельные покрытия здания, утрачены три из пяти глав, обрушился свод юго-вос­точного барабана; элементы оформления ин­терьера — иконостасы и живопись — сохра­нились фрагментарно; разобраны восточное, западное и северное прясла ограды. Цер­ковь Софии расположена на кладбище, на окраине не существующего ныне села. На южной границе кладбища сохранился фраг­мент ограды с воротами. Основой композиции церкви Софии яв­ляется крупный, вытянутый по продольной оси прямоугольный в плане объем, вклю­чающий собственно храм, алтарную часть и трапезную. С востока к нему примыка­ет небольшая, полукруглая в плане апси­да, равная ему по высоте, с запада — ко­локольня, нижний ярус которой достигает высоты основного объема. Собственно храм завершен массивным, широко расставлен­ным пятиглавием, в котором центральная купольная световая ротонда значительно превышает угловые барабаны, вознесен­ные на квадратные в плане трибуны. Над тяжелым и слабо расчлененным нижним ярусом колокольни возвышается крупный полуярус, несущий два уменьшающихся по размерам четверика звона и небольшой ярус-резонатор, которые выглядят слишком легкими и зрительно слабо гармонируют с монументальной архитектурой остальных объемов здания. Боковые фасады храма выделены в сред­ней части высокой, но плоской арочной ни-шей и завершены широким треугольным фронтоном. В нише расположен прямоуголь­ный дверной проем, фланкированный дву­мя узкими окнами первого света, а выше, в тимпане фронтона помещено небольшое полукруглое окно второго света. Оформле­ние всех проемов решено очень плоскостно: простой портал двери завершен профилиро­ванным сандриком, нижние окна заключены в рамочные наличники, а верхнее обрамлено широким рустованным архивольтом. Окна в остальных частях здания имеют прямо­ угольную форму и заключены в наличники с пилястрами, поддерживающими прямые сандрики или треугольные фронтончики. Чередование наличников придает некоторое разнообразие скупому фасадному уб­ранству церкви. Так, в апсиде окна завер­шены сандриками, а на боковых фасадах два окна трапезной и западное окно храма образуют симметричную композицию, в ко­торой наличник среднего проема завершен сандриком, а наличники боковых проемов — фронтончиками. В завершении всех фаса­дов непрерывной лентой проходит неполный антаблемент, имеющий венчающий карниз с сухариками. Профилированные карнизы на кронштейнах завершают также бараба­ны глав, прорезанных прямоугольными ок­нами (в малых барабанах они чередуются с ложными проемами). На западно фасаде нижнего яруса колокольни повторена ком­позиция средней части фасадов храма с дверным проемом, фланкированным узкими окнами, и полуциркульным окном второго света, вписанными в общую арочную нишу. Верхние ярусы колокольни, разделенные простыми карнизами, прорезаны больши­ми арками звона. Во фризе нижнего яруса колокольни фриз антаблемента сохранил остатки штукатурных триглифов. Судя по этим фрагментам, штукатурный декор име­ли и другие части здания. Интерьер собственно храма

организован четырьмя массивными пилонами со срезан­ными внутренними углами, формирующими крестообразное внутреннее пространство. С помощью подпружных арок и парусов пило­ны поддерживают центральную купольную ротонду. Рукава планового креста перекры­ты коробовыми сводами с распалубками, закрестовья, имеющие в интерьере круглую форму, — сферическими сводами. В восточ­ных закрестовьях находились алтари приде­лов храма, в западных — алтари приделов трапезной, отделенные от храма стенками. Восточная ветвь планового креста связана широким арочным проемом с апсидой, пе­рекрытой конхой. Основное пространство трапезной и ее приделы перекрыты коро­бовыми сводами с распалубками. В нижнем ярусе колокольни с севера устроена небольшая ризница, с юга находилась деревян­ная лестница, ведущая на верхние ярусы. Центральное пространство нижнего яруса и ризница имеют коробовые своды. Оформление интерьера обогащает неплохо сохранившаяся лепная отделка. В ротонде храма над парусами и в основании купола проходят развитые карнизы с модульонами и розетками. Карниз в основании ротонды дополнен фризом, расписанным меандром, а над перемычками окон помещены сандри­ки на кронштейнах, украшенных акантами. Сходный по рисунку карниз с мутулами, розетками, сухариками и живописным фри­зом расположен на боковых стенах над пе­ремычками проемов первого света. Пилоны в храме были декорированы штукатурными пилястрами, от которых фрагментарно со­хранились композитные капители. Остатки карнизов с живописными фризами уцеле­ли также в основании перекрытий алтар­ной части здания. В храме и его приделах находятся рамы первоначальных ампирных иконостасов с остатками тонкого резного декора. Цент­ральная часть одноярусного двухчинового главного иконостаса завершена высокой аркой в виде полуциркульного архивольта, декорированного клинчатыми филенками с резьбой. Все иконы имели прямоуголь­ную форму (верхние — праздники — гори­зонтально вытянутые). На изломе фасада при завороте на столбы были установлены пилястры, зрительно поддерживающие ан­таблемент, карниз которого украшен моду­льонами и розетками, а фриз — резными венками. Одноярусные с повышенной цен­тральной частью иконостасы приделов хра­ма имеют полукруглую форму с крупными прямоугольными иконами, расположенными в один ряд. Неразрывная связь иконоста­сов с архитектурой храма осуществляется здесь благодаря созданию единого уровня карниза в иконостасе и в основании сво
дов придельных алтарей. Иконостасы пок­рыты левкасом и выкрашены в белый цвет. Резные детали (пальметты, цветочные ро­зетки, орнаментальные композиции) позо­лочены. В трапезной уцелели фрагменты трехъярусны х эклектичных иконостасов, видимо, 3-й четв. 19 в., украшенных рез­ными колонками. От первоначальной клеевой живописи, выполненной в академической манере, под окнами ротонды храма сохранились фигуры апостолов, сидящих в различных позах или коленопреклоненных, изображенных по сто­ронам композиции «Господь Вседержитель». В конхе апсиды уцелели головки херуви­мов, относящиеся к более позднему време­ни. В нижнем ярусе колокольни на стенах читаются остатки примитивных орнаментов, исполненных по трафарету.

Ограда с воротами сооружена в духе поз­днего классицизма. Сохранившееся прясло ограды представляет собой низкий цоколь несущий квадратные в сечении столбы, между которыми укреплены пикообразные металлические решетки. Широкие, массив­ ные пилоны ворот с карнизом на ступен­чатых консольках, объединенные повышен­ной аркой центрального проезда, прорезаны узкими арочными калитками. С наружной стороны пилоны оформлены парными пи­лястрами.

Лит.: Беляев, 1863, с. 256; Баженов, 1911, с. 338.