Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Ансамбль, XIX в.: Никольская церковь, 1809 г.; Колокольня, 1873 г.
Тип объекта Регионального значения
Местоположение Костромская область, Антроповский р-н, Просекское с.п., уроч. Арсеньево
Вид объекта Ансамбль
Датировка XIX век
Правоустанавливающие документы Постановление главы администрации Костромской области от 30.12. 1993 г. № 598 «Об объявлении находящихся на территории Костромской области объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятниками истории и культуры», приложение 1 Постановление № 598 Приказ Минкультуры России_58030-р Приказ Минкультуры России_59860-р Приказ Минкультуры России_60036-р
Современное значение Религиозное
Охранный статус Объект культурного наследия регионального значения
Техническое состояние -
Архитектор -
Описание объекта

Небольшой комплекс культовых соору­жений, объединивший постройки в формах раннего классицизма и русско-византийского стиля. Расположен в равнинном пейзаже в стороне от жилья, на краю оврага, зарос­шего лесом. В 17 в. Арсеньева слобода с окрестными приписными деревнями входила в состав вотчины Чухломского Городецкого монасты­ря. Каменный храм Николая Чудотворца с двумя теплыми приделами (северный — Ус­пения Богоматери, южный — Ильи Проро­ка, М акария Унженского и Флора и Лавра) был возведен в 1809 г. на месте двух де­ревянных церквей 18 в. В 1873-1877 гг. на средства прихожан подрядчиком Н.А. Алек­сеевым была сооружена каменная ограда с колокольней над главными северными воро­тами. В 1906 г. причт и церковный староста обратились к епархиальному начальству с просьбой о расширении теплого храма. Для накопления средств на строительные работы в селе был открыт кирпичный завод, доход от работы которого полностью использовался на церковные нужды. В январе 1909 г. план предполагаемого распространения храма был направлен архитектору Л.А. Большакову для составления пояснительной записки к чертежам. Новая трапезная на месте разо­бранной старой была возведена к ноябрю того же года под наблюдением кинешемского городского архитектора Адрианова. Кирпичные стены зданий оштукатурены и побелены. К настоящему времени церковная ограда разобрана, утрачены кровли над бо­ковыми объемами колокольни, заложен ряд оконных проемов в храме. Церковь Николая Чудотворца — харак­терный для области сельский приходской храм, объемная структура которого сохра­няет связь с барокко, а несколько сухова­тый фасадный декор выдержан в формах классицизма; в архитектуре поздней тра­пезной удачно стилизованы первоначальные элементы здания. В композиции здания доминирует компак­тный двусветный четверик храма, завер­шенный крутой четырехлотковой крышей с люкарнами в основании и увенчанный пятью луковичными главами (центральная световая). С востока к нему примыкает не­ высокий прямоугольный в плане алтарь со скругленными и раскрепованными углами, с запада — обширная трапезная с крестооб­разно повышенной основной частью и пони­женными углами, уравненными по высоте с алтарем. Перед западным входом устроена небольшая закрытая паперть под двускат­ной крышей. Боковые фасады четверика украшены четырехпилястровыми тосканскими порти­ками, поддерживающими трехчастный ан­таблемент. Прямоугольные проемы нижнего яруса (средний входной) заключены в наличники с профилированными полу­циркульными архивольтами, отмеченными веерными замками. Высоко поднятые над ними треугольные сандрики на плоских П-образных щитах упираются в профилиро­ванные подоконники окон второго света, не имеющих обрамлений. Барабаны глав с уз­кими диагональными гранями декорированы прямоугольными нишками и трехчастными карнизами. Арочные окошки в основанных гранях центрального барабана оформлены рамочными наличниками с замками. Узкими рамками окружены также окна алтаря, по­мещенные в плоских нишах. Симметричную структуру фасадов трапезной подчеркивают повышенные, но слабо выступающие риза­литы с тремя высокими арочными проемами, фланкированные по сторонам небольшими пряслами с одним прямоугольным окном в каждом. На боковых фасадах антаблемент ризалитов имеет щипцовое подвышение в центре, на западном он завершен пологим щипцом. Фасадный декор варьирует формы первоначальной части здания (пиляст­ры в простенках окон, треугольные санд­рики, поднятые над арочными проемами, и т.п .).  Появление тройного арочного «визан­тийского» окна на ризалите западного фа­сада, видимо, вызвано желанием стилис­тически связать храм с отдельно стоящей колокольней. В окнах храма

сохранились волнисто-ромбические решетки, а над юж-ным входом — остатки металлического зон­та нач. 20 в. Высокое и светлое пространство храма перекрыто четырехлотковым сводом со све­товым барабаном в шелыге и люкарнами во всех гранях, кроме восточной. Еще боль­шую стройность интерьеру придают высо­кие ниши, объединяющие проемы первого и второго света. Три арочных прохода ведут в алтарь, коробовый свод которого усложнен распалубками. В трапезной четыре широ­ко расставленных столба с перекинутыми между ними подпружными арками несут систему крещатых сводов. В придельных алтарях — коробовые своды с распалубками от продольной подпружной арки. Тянутый декор в храме (карниз с мелки­ми сухариками в основании свода, обрам­ления ниш и люкарн) появился, вероятно, в 3-й четв. 19 в. — во время строительс­тва колокольни. Живопись 3-й четв. 19 в. в академической традиции, прописанная маслом в конце того же столетия, явля­ется характерным памятником монумен­тального искусства этого периода. На сво­де в фигурных тянутых филенках уцелели фрагменты изображений евангелистов, а от композиций, размещавшихся по сторонам люкарн, сохранились лишь арочные живо­писные рамы. На западной стене частично сохранилась крупная композиция «Успение Богоматери», заключенная в пышную раму арочной формы, украшенную рокайлями. По ее сторонам одна над другой помещено еще по две композиции (их сюжеты не читают­ ся). Своеобразно расположение на восточной стене сцены «Явление Христа Марии Маг­далине», которая была включена в единую композицию с иконостасом. Живопись на бо­ковых стенах — фигуры избранных святых в рост в простенках между окнами второ­го света и небольшие сцены евангельского цикла под верхними окнами — написаны маслом в кон. 19 в.

Колокольня — хороший пример ярусного культового сооружения в русско-византий­ском стиле с элементами позднего классициз­ма. Основной объем колокольни состоит из трех уменьшающихся по площади ярусов — четверика и двух восьмериков (в среднем диагональные грани более узкие), увенчан­ных крупной луковичной главой. С запада и востока к четверику основания примыкают невысокие, почти квадратные в плане объ­емы — видимо, сторожка и лавка. Нижний ярус колокольни и стены боко­вых объемов обработаны кирпичным квад-
ровым рустом, на фоне которого рельефно выделяются обрамления арочных проемов. В окнах они имеют вид тяжелых профи­лированных килевидных архивольтов, опи­рающихся на импосты, в центральном про­езде — портала с широким архивольтом, поддерживаемым пилястрами. Венчающий карниз в сторожках выполнен нависанием рядов кирпичной кладки, а в основном объеме усложнен удлиненными сухариками и филенчатым аттиком с килевидной ни­шей-киотом над проездной аркой. Во вто­ром ярусе основные грани прорезаны арками звона с килевидными архивольтами, фланкированными пилястрами, а глухие диагональные украшены плоскими прямо­угольными филенками. Цепочка килевидных кокошников, скрепленных щипцами, поме­щенная над антаблементом с филенчатым фризом, позволяет сделать более плавным переход к верхнему восьмерику. Здесь над арками звона, чередующимися с арочными нишами, повторен тот же прием. В нижнем ярусе колокольни по сторонам центрального проезда, перекрытого цилин­дрическим сводом, расположены неболь­шие вытянутые помещения со срезанными углами: в восточном находилась деревян­ная лестница, имевшая каменные площадки на сводах, западное, перекрытое коробовым сводом, использовалось для хозяйственных целей. В боковых объемах — по одному по­мещению, ранее имевшему плоские пере­крытия. В западном уцелела старая филенчатая дверь.

Лит.: Беляев, 1863, с. 254; ИИАК, 1909, с. 271, № 723; Баженов, 1911, с. 336.
ГАКО. Ф. 130. Oп. 4. Д. 2753; Ф. 137. Oп. 2. Д. 3838.