Ансамбль, XIX в.: Церковь Казанской Богоматери, 1818 г.; Богородицкая церковь, 1833 г.; Колокольня Богородицкой церкви, 1-я пол...

Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Ансамбль, XIX в.: Церковь Казанской Богоматери, 1818 г.; Богородицкая церковь, 1833 г.; Колокольня Богородицкой церкви, 1-я пол. XIX в.; Сторожка Богородицкой церкви, 1-я пол. XIX в.; Восточные ворота в ограде Богородицкой церкви, 1-я пол. XIX в.
Тип объекта Регионального значения
Местоположение Костромская область, Антроповский р-н, Просекское с.п., с. Бушнево
Вид объекта Ансамбль
Датировка XIX век
Правоустанавливающие документы Постановление главы администрации Костромской области от 30.12. 1993 г. № 598 «Об объявлении находящихся на территории Костромской области объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятниками истории и культуры», приложение 1 Постановление № 598 Приказ Минкультуры России_17709-р Приказ Минкультуры России_14538-р Приказ Минкультуры России_16958-р Приказ Минкультуры России_14494-р Приказ Минкультуры России_14333-р
Современное значение Религиозное
Охранный статус Объект культурного наследия регионального значения
Техническое состояние Неудовлетворительное. Не используется.
Архитектор -
Описание объекта

Самый монументальный храмовый комп­лекс района, объединяющий сооружения в стиле классицизма, оригинальные по объ­емной композиции и структуре внутренне­го пространства.

Село Бушнево известно по документам с середины 16 в.: в 1545 г. царем Иваном Грозным была дана жалованная грамота Василию и Ивану Карандашевым (Свиньиным) на село с окрестными деревнями. В той же грамоте упоминается, что Бушне­во принадлежало Свиньиным и раньше пожалованной грамоте великого князя Васи­лия Ивановича, отобранной татарами во время одного из набегов в 1522 или 1540 г. В 1615 г. село было отдано в кормление московскому думному дьяку Садывному, а в 1629 г. перешло к Томиле Луговскому — крупному политическому деятелю, участни­ку посольства к польскому королю Сигизмунду. В селе имелась деревянная церковь Николая Чудотворца. Кроме нее в Бушневе в 17 в. существовал небольшой монастырь — Карпищева пустынь, известность которого была связана с появлением здесь в 1628 г. чудотворной иконы Казанской Богоматери. В 1643 и 1680 гг. монастырь получал цар­ские охранные грамоты. В 1701 г. на мес­те деревянного монастырского храма была возведена каменная пятиглавая Казанская церковь с колокольней.

В 1719 г. владельцем сельца Бушнева с двадцатью деревнями и 645 душами мужского пола значится граф Иван Алексеевич Мусин-Пушкин. В 1730 г. вместо старой де­ревянной Никольской церкви по его зака­зу была построена новая, также деревянная. Его наследник Платон Иванович Мусин-Пушкин владел имением недолго: как участник заговора Волынского в 1740 г. он лишился языка, был бит плетьми и сослан на Соловки, а все его владения, в том числе и Бушнево, перешли в дворцовое ведомс­тво. По генеральному межеванию екатери­нинского времени Бушневская волость была приписана к Чухломскому округу.

В 1-й трети 19 в. с. Бушнево, располо­женное на торговом тракте из Новгорода в Сибирь, переживает свой расцвет. Здесь собираются еженедельные базары, а раз в год проводятся ярмарки. В 1818 г. вместо старого каменного храма, небольшого по размерам, на центральной площади села Петром Васильевичем Лесниковым, мест­ным уроженцем, петербургским почетным гражданином, возводится крупная церковь Казанской Богоматери с приделами Нико­лая Чудотворца и Происхождения честных  древ Креста. В 1833 г. севернее нее — на противоположной стороне улицы-дороги на месте сгоревшей (или разобранной) в 1828 г. деревянной Никольской церкви — был со­оружен зимний храм Троицы с приделами Георгия Солунского и Параскевы Пятницы. Чуть позже, вероятно, в 1840-е гг., прямо­ угольная территория вокруг зимнего храма была окружена оградой с угловыми баш­нями, воротами и калитками. Отдельную каменную ограду имела и летняя церковь. Колокольня над южными воротами Троицкой церкви, обращенными к главной сельской улице и Казанскому храму, судя по харак­теру форм, возведена в 3-й четв. 19 в. При этом сторожка и лавка, фланкировавшие южные ворота, были частично сохранены и включены в общую с ней композицию. В кон. 19 — нач. 20 в. к юго-западу от Троиц­кой церкви в линии ее ограды был постав­лен дом причта. Вблизи Троицкой церкви уцелело несколько надгробий кон. 19 — нач. 20 в. К настоящему времени ограда вок­руг Казанской церкви утрачена, от ограды Троицкого храма сохранились небольшие фрагменты с угловой юго-восточной баш­ней, восточные ворота и калитка западных ворот; утрачены кровли сторожки и лавки, примыкающих к колокольне. Все основные сооружения комплекса кирпичные, храмы оштукатурены, колокольня побелена по об­мазке, дом причта сложен из бревен.

Церковь Казанской Богоматери — ред­кий для сельской местности пример круп­ного центрического храма в стиле позднего классицизма. Массивный двусветный четве­рик, квадратный в плане и с ризалитами по центрам всех фасадов, увенчан мощным пятиглавием, возвышающимся над поло­гой четырехскатной крышей. Особую мо­нументальность зданию придают выступа­ющие перед ризалитами четырехколонные тосканские портики с раздвинутым сред­ним интерколумнием, заверш енны е тре-угольными фронтонами. В архитектурной обработке стен храма преобладают гори­зонтальные членения. Стенная плоскость оформлена широким дощатым рустом, по­лосе гладкого, чуть выступающего цоколя вторят две двухступенчатые полочки (одна из них проходит в основании высоких окон первого света, вторая, над их перемычка­ми, делит стену на два яруса); венчающий карниз, суховатый по рисунку, украшен ря­дом ступенчатых консолек. На всех фаса­дах, кроме восточного, в расширенном интерколумнии портика расположены проемы. С запада под высокой аркой входа устро­ена небольшая паперть, на боковых фаса­дах над прямоугольным входным проемом размещено крупное полуциркульное окно второго света. На восточном фасаде стена, открывающаяся в центральном интерколумнии, глухая, а два прямоугольных проема, освещающие алтарь, расположены в про­странстве между крайними колоннами. По сторонам портика расположено по одному высокому прямоугольному окну в рамоч­ном наличнике с маленьким замком в пе­ремычке и сандриком, включенным в линию межъярусной полочки, а над окном поме­щена квадратная ниша, изначально имев­шая роспись с имитацией расстекловки на шесть квадратов. Цилиндрические барабаны глав, центральная из которых значительно крупнее угловых, завершены купольными кровлями с маленькими барабанчиками под шлемовидными главками. Барабаны малых глав имеют высокую гладкую цокольную часть, дополненную филенчатым поясом в основании окон. Все барабаны прореза­ны прямоугольными окнами (в малых гла­вах они чередуются с ложными проемами), заключенными в наличники, аналогичные основным окнам храма. Обрамления окон центрального барабана имеют небольшие ушки, а в подоконном поясе по осям про­ема помещены нишки с лепными вставка­ ми. Венчающий карниз здесь аналогичен четверику, а в малых ограничен набором простых профилей.

Внутри огромное светлое пространство храма разделено на девять ячеек четырьмя столбами, несущими подпружные арки, пе­реброшенные к пилястрам стен. Централь­ная квадратная ячейка перекрыта куполом на тромпах со световым кольцом в шелыге, рукава креста — цилиндрическими сводами с распалубками от подпружных арок, закрестовья — полулотковыми сводами с рас­палубками. По сторонам западной папер­ти находятся два небольших помещения: в северном расположена винтовая лестница, южное использовалось под хозяйственные нужды. Особую торжественность централь­ному подкупольному пространству придают поднятые на оазах мощные парные колонны с короткими лепными капителями из лис­тьев аканта и пояском иоников в основании эхина. Они поддерживают полный антабле­мент с мелкими дентикулами и модульонами. Аналогичный антаблемент опоясывает по периметру весь храм, разграничивая зону стен и сводов, а также проходит в основа­ нии центрального барабана и купола. Тонкие тянутые профили ограничивают фигурные филенки в виде квадрифолиев на сводах, прямоугольные филенки на софитах подпружных арок и обрамляют оконные про­емы. В ряде окон уцелели кованые волнис­то-ромбические решетки, а проем северного входа прикрывают двупольные решетчатые двери, орнаментальный узор которых пост­роен из волютообразных элементов.

Фрагментарно сохранившаяся клеевая живопись 1-й пол. 19 в. в конце того же столетия была грубо прописана маслом. Купол центральной главы расчленен ши­рокими полосами с поздним трафаретным орнаментом на шесть секторов, в которых написаны головки ангелов в облаках. Меж­ду окнами барабана, украшенными про­филированными сандриками на кронштей­нах, написаны коринфские пилястры, а в основании проемов проходит двухрядный фриз с гризайльным орнаментом в охрис­той гамме на голубом фоне. Гризайльный орнамент из листьев аканта, обрамляющих чашу, написан и в софитах арок. На стенах фрагментарно уцелели сильно потемневшие изображения святых в рост и многофигур­ные композиции в прямоугольных рамах, не поддающиеся расшифровке из-за пло­хой сохранности, а на столбах с западной стороны — две композиции, из которых чи­тается только «Сошествие Св. Духа» на се­веро-восточном столбе.

В храме уцелели фрагменты главного и придельных иконостасов, выполненных в стиле классицизма. Судя по местоположе­нию карниза в главном иконостасе, он был двухъярусным, с полуциркульными иконами в верхнем ряду. Иконостасы приделов (со­хранился каркас северного) были одноярус­ными в три прясла, с заглубленной средней частью, увенчанной неполным фронтоном. Иконы в них располагались в два ряда — прямоугольные в нижнем и овальные в вер­хнем. Особенным изяществом и тонкостью отличается позолоченная резьба, прида­вавшая исключительную нарядность этому сооружению и эффектно выделявшаяся на общем светло-сером фоне каркаса. Наря­ду с мотивами, традиционными для клас­сицизма, — листьями аканта, пальметтами, иониками и розетками — в украшении кар­низов использован оригинальный орнамент  из дубовых веток с желудями. В едином стиле с иконостасами были выполнены и пристенные киоты.

Церковь Троицы, возведенная в стиле позднего классицизма, сочетает в себе стро­гость внешнего облика с оригинальностью решения внутреннего пространства. Единый, прямоугольный в плане объем здания силь­но вытянут по продольной оси. Храмовый четверик, лишь слегка возвышающийся над пологими двускатными кровлями алтаря и трапезной, увенчан крупным цилиндриче­ским барабаном с купольной кровлей и ма­леньким барабанчиком под крестом. Боковые фасады храма украшены шестиколонными тосканскими портиками с треугольными фронтонами. Такие же портики поставлены перед западным фасадом и алтарем.

Фасадный декор здания исключительно лапидарен. Стены боковых фасадов проре­заны прямоугольными проемами, располо­женными в два яруса (нижние более высо­кие). Пять осей соответствуют пространс­тву храма (крайние проемы здесь ложные, а на центральных осях помещены входы), одна — алтарной части, пять — трапезной. Окна оформлены вдавленными рамками. В основании нижних проемов по всему пери­метру здания проходит простая полочка. В верхней части стен ей соответствует трех­ частный антаблемент с гладким фризом и широкой профилированной выносной  плитой. Колоннам боковых портиков с грубоватыми базами и четырехгранными постаментами

соответствуют пилястры стен. Барабан ку­польного завершения храма, поднятый на невысоком кольцевом основании, не имеет проемов и разделен промежуточными кар­низами на три яруса. Западный и восточ­ный портики повторяют структуру боковых, но пилястры здесь отсутствуют. Перед за­падным входом сделана невысокая, но ши­рокая лестница с площадкой, ограниченной по бокам кирпичными стенками. В нач. 20 в. между колоннами была устроена деревян­ная закрытая паперть, имеющая вид трех тамбуров, средний из которых завершен по­луциркульным фронтоном, а боковые — по­логими щипцами. Остекленные двупольные филенчатые двери обладают усложненной дробной расстекловкой, типичной для вре­мени эклектики.

Внутри храмовый четверик с чуть высту­пающими угловыми пилонами, углы кото­рых срезаны и заглублены, и переброшенными от них узкими арками, образующими плоские ниши, охватывающие всю плоскость стен, перекрыт глухим куполом на уплощен­ных парусах. Широкой аркой храм связан с алтарем, имеющим лотковое перекрытие. Другая арка ведет в трапезную с плоским потолком, разделенную на два яруса про­сторными хорами, поднятыми на колоннах и периметрально обходящими все помеще­ние. Именно на хорах располагались два придела. С восточной стороны хоры плав­но скругляются, а в западных углах на­ ходятся деревянные лестницы, два марша которых примыкают к боковым и западной стене. Угловые пилоны храма украшены сдвоенными каннелированными пилястрами, не доходящими до профилированного тяну­того карниза, обходящего стены на уровне основания парусов. Еще один трехчастный карниз помещен в основании купольного барабана. Проемы дверей и окон второго све­та обрамлены профилированными тягами. Более узкие тяги подчеркивают контуры арок, примыкающих к стенам. Сохранились полотна двупольных остекленных дверей и оконные рамы нач. 20 в. В трапезной де­сять деревянных колонн, поддерживающих хоры, имеют профилированные базы и ра­ нее были завершены коринфскими капите­ лями. Карниз в неполном антаблементе по контуру хор дополнен мутулами, а фриз украшен надписью, выполненной церков­нославянской вязью. Как и в храме, в завершении стен помещены тянутые карни­зы, а верхние окна обрамлены тягами. По сторонам западного входа стоят две прямо­угольные в плане чугунные печи, поверх­ность которых покрыта мелкими желобка­ми, напоминающими каннелюры.

В храме сохранилась основа первоначаль­ного классицистического иконостаса, вы­крашенного в бордово-коричневый цвет и украшенного фрагментарно уцелевшей по­золоченной резьбой. Его двухъярусная ос­новная часть имеет пять прясел, по сторо­нам помещено еще по одному одноярусно­му пряслу, прикрывающему угловые пило­ны, а в центре по оси утраченных царских врат иконостас повышен небольшим треть­им ярусом, состоящим всего из трех икон. Все иконы иконостаса (во втором ярусе их разделяют филенчатые пилястры) имели прямоугольную форму и в нижнем ярусе располагались в два ряда. Царские врата были заглублены в арку со скругленными боковыми сторонами и конховидной пере­мычкой. Архивольт арки украшен резным орнаментом из пальметт, конха декориро­вана подобием кессонов с розетками, та­кие же розетки, чередующиеся с мутулами, декорируют и карнизы ярусов. Над цент­ральной аркой уцелели резные фрагменты верхнего фриза.

В трапезной сохранилась живопись, отно­сящаяся к двум периодам. Первоначальная ампирная роспись в виде широкой гризайльной рамы из тонко написанных кессонов, окружающей плафон, находится на потол­ке трапезной. Сам же плафон в духе академизма, как и живопись стен, относится к 1913 г., о чем свидетельствует надпись, помещенная в межоконном простенке на южной стене. На плафоне по.ещена «Вет­хозаветная Троица» с Авраамом и Саррой, над южным приделом — фрагментарно уце­левшая фигура Саваофа, а между окнами первого яруса — фигуры святых в рост, по манере исполнения восходящие к росписям Владимирского собора в Киеве.

Колокольня — трехъярусное сооружение, характерное для периода эклектики, с сухо­ватым декором в традициях позднего клас­сицизма. Объемная композиция колокольни складывается из трех четвериков, завер­шенных четырехгранной кровлей гуськового профиля с фигурным постаментом под утраченным шпилем. По сторонам к ней примыкают два невысоких одноэтажных объема 1840-х гг. под двускатными крыша­ми — сторожка с запада и лавка с востока, частично переделанные (с полной переклад­кой северных стен) во время строительства колокольни. Часть стен сторожки разобрана и вместо них сделана поздняя бревенчатая пристройка, кровля лавки утрачена.

Первый ярус колокольни имеет высокий профилированный цоколь. Четыре плоские пилястры (крайние поставлены с небольшим отступом от углов) образуют подобие пор­тика с расширенным центральным интерколумнием, в который вписана проездная арка. Широкий трехчастный антаблемент неклассического характера, дополненный рядами мелких зубчиков, раскрепован над пилястрами. Ниже, не захватывая крайние пилястры, его поддерживает полоса пореб­рика. Арку украшает гладкий архивольт,помещенный на фоне прямоугольной фи­ленки и подчеркнутый по контуру тонким валиком, чуть выше уровня перемычки пе­реходящим в горизонтальную тягу, которая продолжается и на боковых стенах четве­рика. В верхней точке архивольт акценти­рован маленьким трехчастным замком. На боковых стенах с отступом от угла постав­лены рустованные пилястры, крепующие антаблемент. Принцип декора основных фа­садов повторен и в верхних четвериках, но стену над арками звона во втором ярусе украшают две треугольные нишки со сту­пенчатыми скатами, а в третьем средние пилястры заменены легкой раскреповкой, при этом раскреповки карниза соответству­ют ширине пилястр.

Лицевые фасады сторожки и лавки иден­тичны и выдержаны в стиле позднего клас­сицизма. В основании трех прямоугольных окон проходит полочка, которой вторит неполный антаблемент в завершении стен. Средний проем — окно в сторожке и дверь в лавке — оформлен портиком из двух призе­мистых трехчетвертных тосканских колонн. На северном фасаде, обращенном к Троиц­кой церкви, декор имеет иной, неклассицис­тический характер; стены расчленены щирокими лопатками, а в трехчастный венча­ющий карниз введена полоса поребрика. Со стороны церковной территории в помещение сторожки ведет дверной проем с лучковой перемычкой, а в стене лавки прорезано одно небольшое прямоугольное окно. Нижний ярус колокольни перекрыт ко­робовым сводом; в толще стен по сторонам проезда устроены небольшие прямоугольные помещения, в одном из которых находилась деревянная лестница к звону. В сторожке и лавке — по одному помещению с плоскими перекрытиями, ныне утраченными.

Угловая башня-часовня — хороший обра­зец небольшой постройки в стиле позднего классицизма. До наших дней постройка до­шла с большими утратами: полуразрушены колонны и фронтоны фасадных портиков, на месте дверных и оконных проемов проло­мы, лишь частично уцелела кровля часов­ ни, утрачена крыша пристройки.

Кубообразный четверик увенчан ротондальным барабаном, завершенным яйце­ видным куполом с полицами, покрытым дранкой. С западной стороны к четверику примыкает более низкий одноэтажный объ­ем (церковная лавка ?), вытянутый вдоль улицы. Внешние фасады часовни украшены портиками из четырех попарно сгруппиро­ванных трехчетвертных колонн, поддержи­вающих крупный фронтон. В центральном интерколумнии портика на южном фасаде была помещена входная дверь, а на вос­точном — прямоугольное окно, фланкиро­ванное более узкими ложными проемами. Стены барабана, завершенного несложнымкарнизом, расчленены арочными нишами, соединенными на уровне пят перемычек двухступенчатыми импостами. Единствен­ным украшением лицевого фасада западно­го объема, прорезанного тремя прямоуголь­ными проемами (вход и два окна), служил венчающий карниз с гладким фризом.

Часовня перекрыта высоким сомкнутым сводом, западный объем имел плоское пе­рекрытие.

Восточные ворота варьируют объемную композицию угловой часовни. Над прямо­угольным пилоном, прорезанным аркой и завершенным двухступенчатым карнизом, поставлен глухой барабан, украшенный ана­логично барабану часовни и увенчанный яй­цевидным куполом с полицами. Невысокая западная калитка с горизонтальной пере­мычкой, прорезанная в прямоугольном пи­лоне, вероятно, входила в композицию трех­частных ворот — об этом свидетельствуют выступающие из кладки металлические свя­зи. Сохранившиеся небольшие участки огра­ды представляют собой кирпичную стенку.расчлененную лопатками, перемежающими­ся с полуциркульными нишами.

Дом причта — небольшое одноэтажное здание, рубленное из бревен в обло, с рез­ными деталями фасадного декора, типич­ными для времени эклектики. Почти квад­ратный в плане объем завершен двускат­ной кровлей, замкнутой со стороны улицы вальмой с небольшим чердачным окошком. На главный фасад выходят пять равномерно расставленных прямоугольных окон, заключенных в наличники с щипцовым верхом, выполненные в технике пропильной резьбы. Завершает стены карниз с широкой гладкой фризовой доской. Боковые фасады, лишен­ные декора, хорошо отражают планировоч­ную структуру здания; к передней избе-четырехстенке, ориентированной вдоль улицы, сзади прирублен пятистенок, состоящий из двух равных по площади помещений.

Перед западным фасадом Троицкой цер­кви стоят два надгробия из серого мра­мора. Одно из них, представляющее собой прямоугольное в плане, профилированное в верхней части основание креста, было пос­тавлено над могилой купца Николая Алек­сандровича Чистякова (1845-1911) — строи­теля местной школы. Второе, с горельефом на лицевой стороне — более раннее, по-ви­димому, принадлежавшее его жене. Перед алтарем храма сохранилось еще одно над­гробие — священника Рождественского, вы­полненное из чугуна в русском стиле. Оно имеет облик небольшой часовни, квадратной в плане, с главкой на шатровой кровле.

Лит.: Беляев, 1863, с. 252; Холмогоро­вы, 1895, с. 312-314; ИИАК, 1909, с. 270, № 719; Старинные волости и станы, 1909, с. 5; Баженов, 1911, с. 334; Белоруков, 1969, 30 августа; Белоруков, 1969, 4 ноября; Бе­лоруков, 1990, с. 23-24; Смирнова, 1995, 15 апреля; Сапрыгина, 1998, с. 287-288; Бе­лоруков, 2000, с. 21-23.