Наименование объекта | Ансамбль, XIX в.: Церковь Казанской Богоматери, 1818 г.; Богородицкая церковь, 1833 г.; Колокольня Богородицкой церкви, 1-я пол. XIX в.; Сторожка Богородицкой церкви, 1-я пол. XIX в.; Восточные ворота в ограде Богородицкой церкви, 1-я пол. XIX в. |
---|---|
Тип объекта | Регионального значения |
Местоположение | Костромская область, Антроповский р-н, Просекское с.п., с. Бушнево |
Вид объекта | Ансамбль |
Датировка | XIX век |
Правоустанавливающие документы | Постановление главы администрации Костромской области от 30.12. 1993 г. № 598 «Об объявлении находящихся на территории Костромской области объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятниками истории и культуры», приложение 1 Постановление № 598 Приказ Минкультуры России_17709-р Приказ Минкультуры России_14538-р Приказ Минкультуры России_16958-р Приказ Минкультуры России_14494-р Приказ Минкультуры России_14333-р |
Современное значение | Религиозное |
Охранный статус | Объект культурного наследия регионального значения |
Техническое состояние | Неудовлетворительное. Не используется. |
Архитектор | - |
Самый монументальный храмовый комплекс района, объединяющий сооружения в стиле классицизма, оригинальные по объемной композиции и структуре внутреннего пространства.
Село Бушнево известно по документам с середины 16 в.: в 1545 г. царем Иваном Грозным была дана жалованная грамота Василию и Ивану Карандашевым (Свиньиным) на село с окрестными деревнями. В той же грамоте упоминается, что Бушнево принадлежало Свиньиным и раньше пожалованной грамоте великого князя Василия Ивановича, отобранной татарами во время одного из набегов в 1522 или 1540 г. В 1615 г. село было отдано в кормление московскому думному дьяку Садывному, а в 1629 г. перешло к Томиле Луговскому — крупному политическому деятелю, участнику посольства к польскому королю Сигизмунду. В селе имелась деревянная церковь Николая Чудотворца. Кроме нее в Бушневе в 17 в. существовал небольшой монастырь — Карпищева пустынь, известность которого была связана с появлением здесь в 1628 г. чудотворной иконы Казанской Богоматери. В 1643 и 1680 гг. монастырь получал царские охранные грамоты. В 1701 г. на месте деревянного монастырского храма была возведена каменная пятиглавая Казанская церковь с колокольней.
В 1719 г. владельцем сельца Бушнева с двадцатью деревнями и 645 душами мужского пола значится граф Иван Алексеевич Мусин-Пушкин. В 1730 г. вместо старой деревянной Никольской церкви по его заказу была построена новая, также деревянная. Его наследник Платон Иванович Мусин-Пушкин владел имением недолго: как участник заговора Волынского в 1740 г. он лишился языка, был бит плетьми и сослан на Соловки, а все его владения, в том числе и Бушнево, перешли в дворцовое ведомство. По генеральному межеванию екатерининского времени Бушневская волость была приписана к Чухломскому округу.
В 1-й трети 19 в. с. Бушнево, расположенное на торговом тракте из Новгорода в Сибирь, переживает свой расцвет. Здесь собираются еженедельные базары, а раз в год проводятся ярмарки. В 1818 г. вместо старого каменного храма, небольшого по размерам, на центральной площади села Петром Васильевичем Лесниковым, местным уроженцем, петербургским почетным гражданином, возводится крупная церковь Казанской Богоматери с приделами Николая Чудотворца и Происхождения честных древ Креста. В 1833 г. севернее нее — на противоположной стороне улицы-дороги на месте сгоревшей (или разобранной) в 1828 г. деревянной Никольской церкви — был сооружен зимний храм Троицы с приделами Георгия Солунского и Параскевы Пятницы. Чуть позже, вероятно, в 1840-е гг., прямо угольная территория вокруг зимнего храма была окружена оградой с угловыми башнями, воротами и калитками. Отдельную каменную ограду имела и летняя церковь. Колокольня над южными воротами Троицкой церкви, обращенными к главной сельской улице и Казанскому храму, судя по характеру форм, возведена в 3-й четв. 19 в. При этом сторожка и лавка, фланкировавшие южные ворота, были частично сохранены и включены в общую с ней композицию. В кон. 19 — нач. 20 в. к юго-западу от Троицкой церкви в линии ее ограды был поставлен дом причта. Вблизи Троицкой церкви уцелело несколько надгробий кон. 19 — нач. 20 в. К настоящему времени ограда вокруг Казанской церкви утрачена, от ограды Троицкого храма сохранились небольшие фрагменты с угловой юго-восточной башней, восточные ворота и калитка западных ворот; утрачены кровли сторожки и лавки, примыкающих к колокольне. Все основные сооружения комплекса кирпичные, храмы оштукатурены, колокольня побелена по обмазке, дом причта сложен из бревен.
Церковь Казанской Богоматери — редкий для сельской местности пример крупного центрического храма в стиле позднего классицизма. Массивный двусветный четверик, квадратный в плане и с ризалитами по центрам всех фасадов, увенчан мощным пятиглавием, возвышающимся над пологой четырехскатной крышей. Особую монументальность зданию придают выступающие перед ризалитами четырехколонные тосканские портики с раздвинутым средним интерколумнием, заверш енны е тре-угольными фронтонами. В архитектурной обработке стен храма преобладают горизонтальные членения. Стенная плоскость оформлена широким дощатым рустом, полосе гладкого, чуть выступающего цоколя вторят две двухступенчатые полочки (одна из них проходит в основании высоких окон первого света, вторая, над их перемычками, делит стену на два яруса); венчающий карниз, суховатый по рисунку, украшен рядом ступенчатых консолек. На всех фасадах, кроме восточного, в расширенном интерколумнии портика расположены проемы. С запада под высокой аркой входа устроена небольшая паперть, на боковых фасадах над прямоугольным входным проемом размещено крупное полуциркульное окно второго света. На восточном фасаде стена, открывающаяся в центральном интерколумнии, глухая, а два прямоугольных проема, освещающие алтарь, расположены в пространстве между крайними колоннами. По сторонам портика расположено по одному высокому прямоугольному окну в рамочном наличнике с маленьким замком в перемычке и сандриком, включенным в линию межъярусной полочки, а над окном помещена квадратная ниша, изначально имевшая роспись с имитацией расстекловки на шесть квадратов. Цилиндрические барабаны глав, центральная из которых значительно крупнее угловых, завершены купольными кровлями с маленькими барабанчиками под шлемовидными главками. Барабаны малых глав имеют высокую гладкую цокольную часть, дополненную филенчатым поясом в основании окон. Все барабаны прорезаны прямоугольными окнами (в малых главах они чередуются с ложными проемами), заключенными в наличники, аналогичные основным окнам храма. Обрамления окон центрального барабана имеют небольшие ушки, а в подоконном поясе по осям проема помещены нишки с лепными вставка ми. Венчающий карниз здесь аналогичен четверику, а в малых ограничен набором простых профилей.
Внутри огромное светлое пространство храма разделено на девять ячеек четырьмя столбами, несущими подпружные арки, переброшенные к пилястрам стен. Центральная квадратная ячейка перекрыта куполом на тромпах со световым кольцом в шелыге, рукава креста — цилиндрическими сводами с распалубками от подпружных арок, закрестовья — полулотковыми сводами с распалубками. По сторонам западной паперти находятся два небольших помещения: в северном расположена винтовая лестница, южное использовалось под хозяйственные нужды. Особую торжественность центральному подкупольному пространству придают поднятые на оазах мощные парные колонны с короткими лепными капителями из листьев аканта и пояском иоников в основании эхина. Они поддерживают полный антаблемент с мелкими дентикулами и модульонами. Аналогичный антаблемент опоясывает по периметру весь храм, разграничивая зону стен и сводов, а также проходит в основа нии центрального барабана и купола. Тонкие тянутые профили ограничивают фигурные филенки в виде квадрифолиев на сводах, прямоугольные филенки на софитах подпружных арок и обрамляют оконные проемы. В ряде окон уцелели кованые волнисто-ромбические решетки, а проем северного входа прикрывают двупольные решетчатые двери, орнаментальный узор которых построен из волютообразных элементов.
Фрагментарно сохранившаяся клеевая живопись 1-й пол. 19 в. в конце того же столетия была грубо прописана маслом. Купол центральной главы расчленен широкими полосами с поздним трафаретным орнаментом на шесть секторов, в которых написаны головки ангелов в облаках. Между окнами барабана, украшенными профилированными сандриками на кронштейнах, написаны коринфские пилястры, а в основании проемов проходит двухрядный фриз с гризайльным орнаментом в охристой гамме на голубом фоне. Гризайльный орнамент из листьев аканта, обрамляющих чашу, написан и в софитах арок. На стенах фрагментарно уцелели сильно потемневшие изображения святых в рост и многофигурные композиции в прямоугольных рамах, не поддающиеся расшифровке из-за плохой сохранности, а на столбах с западной стороны — две композиции, из которых читается только «Сошествие Св. Духа» на северо-восточном столбе.
В храме уцелели фрагменты главного и придельных иконостасов, выполненных в стиле классицизма. Судя по местоположению карниза в главном иконостасе, он был двухъярусным, с полуциркульными иконами в верхнем ряду. Иконостасы приделов (сохранился каркас северного) были одноярусными в три прясла, с заглубленной средней частью, увенчанной неполным фронтоном. Иконы в них располагались в два ряда — прямоугольные в нижнем и овальные в верхнем. Особенным изяществом и тонкостью отличается позолоченная резьба, придававшая исключительную нарядность этому сооружению и эффектно выделявшаяся на общем светло-сером фоне каркаса. Наряду с мотивами, традиционными для классицизма, — листьями аканта, пальметтами, иониками и розетками — в украшении карнизов использован оригинальный орнамент из дубовых веток с желудями. В едином стиле с иконостасами были выполнены и пристенные киоты.
Церковь Троицы, возведенная в стиле позднего классицизма, сочетает в себе строгость внешнего облика с оригинальностью решения внутреннего пространства. Единый, прямоугольный в плане объем здания сильно вытянут по продольной оси. Храмовый четверик, лишь слегка возвышающийся над пологими двускатными кровлями алтаря и трапезной, увенчан крупным цилиндрическим барабаном с купольной кровлей и маленьким барабанчиком под крестом. Боковые фасады храма украшены шестиколонными тосканскими портиками с треугольными фронтонами. Такие же портики поставлены перед западным фасадом и алтарем.
Фасадный декор здания исключительно лапидарен. Стены боковых фасадов прорезаны прямоугольными проемами, расположенными в два яруса (нижние более высокие). Пять осей соответствуют пространству храма (крайние проемы здесь ложные, а на центральных осях помещены входы), одна — алтарной части, пять — трапезной. Окна оформлены вдавленными рамками. В основании нижних проемов по всему периметру здания проходит простая полочка. В верхней части стен ей соответствует трех частный антаблемент с гладким фризом и широкой профилированной выносной плитой. Колоннам боковых портиков с грубоватыми базами и четырехгранными постаментами
соответствуют пилястры стен. Барабан купольного завершения храма, поднятый на невысоком кольцевом основании, не имеет проемов и разделен промежуточными карнизами на три яруса. Западный и восточный портики повторяют структуру боковых, но пилястры здесь отсутствуют. Перед западным входом сделана невысокая, но широкая лестница с площадкой, ограниченной по бокам кирпичными стенками. В нач. 20 в. между колоннами была устроена деревянная закрытая паперть, имеющая вид трех тамбуров, средний из которых завершен полуциркульным фронтоном, а боковые — пологими щипцами. Остекленные двупольные филенчатые двери обладают усложненной дробной расстекловкой, типичной для времени эклектики.
Внутри храмовый четверик с чуть выступающими угловыми пилонами, углы которых срезаны и заглублены, и переброшенными от них узкими арками, образующими плоские ниши, охватывающие всю плоскость стен, перекрыт глухим куполом на уплощенных парусах. Широкой аркой храм связан с алтарем, имеющим лотковое перекрытие. Другая арка ведет в трапезную с плоским потолком, разделенную на два яруса просторными хорами, поднятыми на колоннах и периметрально обходящими все помещение. Именно на хорах располагались два придела. С восточной стороны хоры плавно скругляются, а в западных углах на ходятся деревянные лестницы, два марша которых примыкают к боковым и западной стене. Угловые пилоны храма украшены сдвоенными каннелированными пилястрами, не доходящими до профилированного тянутого карниза, обходящего стены на уровне основания парусов. Еще один трехчастный карниз помещен в основании купольного барабана. Проемы дверей и окон второго света обрамлены профилированными тягами. Более узкие тяги подчеркивают контуры арок, примыкающих к стенам. Сохранились полотна двупольных остекленных дверей и оконные рамы нач. 20 в. В трапезной десять деревянных колонн, поддерживающих хоры, имеют профилированные базы и ра нее были завершены коринфскими капите лями. Карниз в неполном антаблементе по контуру хор дополнен мутулами, а фриз украшен надписью, выполненной церковнославянской вязью. Как и в храме, в завершении стен помещены тянутые карнизы, а верхние окна обрамлены тягами. По сторонам западного входа стоят две прямоугольные в плане чугунные печи, поверхность которых покрыта мелкими желобками, напоминающими каннелюры.
В храме сохранилась основа первоначального классицистического иконостаса, выкрашенного в бордово-коричневый цвет и украшенного фрагментарно уцелевшей позолоченной резьбой. Его двухъярусная основная часть имеет пять прясел, по сторонам помещено еще по одному одноярусному пряслу, прикрывающему угловые пилоны, а в центре по оси утраченных царских врат иконостас повышен небольшим третьим ярусом, состоящим всего из трех икон. Все иконы иконостаса (во втором ярусе их разделяют филенчатые пилястры) имели прямоугольную форму и в нижнем ярусе располагались в два ряда. Царские врата были заглублены в арку со скругленными боковыми сторонами и конховидной перемычкой. Архивольт арки украшен резным орнаментом из пальметт, конха декорирована подобием кессонов с розетками, такие же розетки, чередующиеся с мутулами, декорируют и карнизы ярусов. Над центральной аркой уцелели резные фрагменты верхнего фриза.
В трапезной сохранилась живопись, относящаяся к двум периодам. Первоначальная ампирная роспись в виде широкой гризайльной рамы из тонко написанных кессонов, окружающей плафон, находится на потолке трапезной. Сам же плафон в духе академизма, как и живопись стен, относится к 1913 г., о чем свидетельствует надпись, помещенная в межоконном простенке на южной стене. На плафоне по.ещена «Ветхозаветная Троица» с Авраамом и Саррой, над южным приделом — фрагментарно уцелевшая фигура Саваофа, а между окнами первого яруса — фигуры святых в рост, по манере исполнения восходящие к росписям Владимирского собора в Киеве.
Колокольня — трехъярусное сооружение, характерное для периода эклектики, с суховатым декором в традициях позднего классицизма. Объемная композиция колокольни складывается из трех четвериков, завершенных четырехгранной кровлей гуськового профиля с фигурным постаментом под утраченным шпилем. По сторонам к ней примыкают два невысоких одноэтажных объема 1840-х гг. под двускатными крышами — сторожка с запада и лавка с востока, частично переделанные (с полной перекладкой северных стен) во время строительства колокольни. Часть стен сторожки разобрана и вместо них сделана поздняя бревенчатая пристройка, кровля лавки утрачена.
Первый ярус колокольни имеет высокий профилированный цоколь. Четыре плоские пилястры (крайние поставлены с небольшим отступом от углов) образуют подобие портика с расширенным центральным интерколумнием, в который вписана проездная арка. Широкий трехчастный антаблемент неклассического характера, дополненный рядами мелких зубчиков, раскрепован над пилястрами. Ниже, не захватывая крайние пилястры, его поддерживает полоса поребрика. Арку украшает гладкий архивольт,помещенный на фоне прямоугольной филенки и подчеркнутый по контуру тонким валиком, чуть выше уровня перемычки переходящим в горизонтальную тягу, которая продолжается и на боковых стенах четверика. В верхней точке архивольт акцентирован маленьким трехчастным замком. На боковых стенах с отступом от угла поставлены рустованные пилястры, крепующие антаблемент. Принцип декора основных фасадов повторен и в верхних четвериках, но стену над арками звона во втором ярусе украшают две треугольные нишки со ступенчатыми скатами, а в третьем средние пилястры заменены легкой раскреповкой, при этом раскреповки карниза соответствуют ширине пилястр.
Лицевые фасады сторожки и лавки идентичны и выдержаны в стиле позднего классицизма. В основании трех прямоугольных окон проходит полочка, которой вторит неполный антаблемент в завершении стен. Средний проем — окно в сторожке и дверь в лавке — оформлен портиком из двух приземистых трехчетвертных тосканских колонн. На северном фасаде, обращенном к Троицкой церкви, декор имеет иной, неклассицистический характер; стены расчленены щирокими лопатками, а в трехчастный венчающий карниз введена полоса поребрика. Со стороны церковной территории в помещение сторожки ведет дверной проем с лучковой перемычкой, а в стене лавки прорезано одно небольшое прямоугольное окно. Нижний ярус колокольни перекрыт коробовым сводом; в толще стен по сторонам проезда устроены небольшие прямоугольные помещения, в одном из которых находилась деревянная лестница к звону. В сторожке и лавке — по одному помещению с плоскими перекрытиями, ныне утраченными.
Угловая башня-часовня — хороший образец небольшой постройки в стиле позднего классицизма. До наших дней постройка дошла с большими утратами: полуразрушены колонны и фронтоны фасадных портиков, на месте дверных и оконных проемов проломы, лишь частично уцелела кровля часов ни, утрачена крыша пристройки.
Кубообразный четверик увенчан ротондальным барабаном, завершенным яйце видным куполом с полицами, покрытым дранкой. С западной стороны к четверику примыкает более низкий одноэтажный объем (церковная лавка ?), вытянутый вдоль улицы. Внешние фасады часовни украшены портиками из четырех попарно сгруппированных трехчетвертных колонн, поддерживающих крупный фронтон. В центральном интерколумнии портика на южном фасаде была помещена входная дверь, а на восточном — прямоугольное окно, фланкированное более узкими ложными проемами. Стены барабана, завершенного несложнымкарнизом, расчленены арочными нишами, соединенными на уровне пят перемычек двухступенчатыми импостами. Единственным украшением лицевого фасада западного объема, прорезанного тремя прямоугольными проемами (вход и два окна), служил венчающий карниз с гладким фризом.
Часовня перекрыта высоким сомкнутым сводом, западный объем имел плоское перекрытие.
Восточные ворота варьируют объемную композицию угловой часовни. Над прямоугольным пилоном, прорезанным аркой и завершенным двухступенчатым карнизом, поставлен глухой барабан, украшенный аналогично барабану часовни и увенчанный яйцевидным куполом с полицами. Невысокая западная калитка с горизонтальной перемычкой, прорезанная в прямоугольном пилоне, вероятно, входила в композицию трехчастных ворот — об этом свидетельствуют выступающие из кладки металлические связи. Сохранившиеся небольшие участки ограды представляют собой кирпичную стенку.расчлененную лопатками, перемежающимися с полуциркульными нишами.
Дом причта — небольшое одноэтажное здание, рубленное из бревен в обло, с резными деталями фасадного декора, типичными для времени эклектики. Почти квадратный в плане объем завершен двускатной кровлей, замкнутой со стороны улицы вальмой с небольшим чердачным окошком. На главный фасад выходят пять равномерно расставленных прямоугольных окон, заключенных в наличники с щипцовым верхом, выполненные в технике пропильной резьбы. Завершает стены карниз с широкой гладкой фризовой доской. Боковые фасады, лишенные декора, хорошо отражают планировочную структуру здания; к передней избе-четырехстенке, ориентированной вдоль улицы, сзади прирублен пятистенок, состоящий из двух равных по площади помещений.
Перед западным фасадом Троицкой церкви стоят два надгробия из серого мрамора. Одно из них, представляющее собой прямоугольное в плане, профилированное в верхней части основание креста, было поставлено над могилой купца Николая Александровича Чистякова (1845-1911) — строителя местной школы. Второе, с горельефом на лицевой стороне — более раннее, по-видимому, принадлежавшее его жене. Перед алтарем храма сохранилось еще одно надгробие — священника Рождественского, выполненное из чугуна в русском стиле. Оно имеет облик небольшой часовни, квадратной в плане, с главкой на шатровой кровле.
Лит.: Беляев, 1863, с. 252; Холмогоровы, 1895, с. 312-314; ИИАК, 1909, с. 270, № 719; Старинные волости и станы, 1909, с. 5; Баженов, 1911, с. 334; Белоруков, 1969, 30 августа; Белоруков, 1969, 4 ноября; Белоруков, 1990, с. 23-24; Смирнова, 1995, 15 апреля; Сапрыгина, 1998, с. 287-288; Белоруков, 2000, с. 21-23.