Ансамбль, XIX в.: Богословская церковь, 1819 г.; Никольская церковь, 1801 г.; Колокольня при Никольской церкви, 1819 г.

Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Ансамбль, XIX в.: Богословская церковь, 1819 г.; Никольская церковь, 1801 г.; Колокольня при Никольской церкви, 1819 г.
Тип объекта Регионального значения
Местоположение Костромская область, Антроповский р-н, с. Богослов
Вид объекта Ансамбль
Датировка XIX век
Правоустанавливающие документы Постановление главы администрации Костромской области от 30.12. 1993 г. № 598 «Об объявлении находящихся на территории Костромской области объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятниками истории и культуры», приложение 1 Постановление № 598 Приказ Минкультуры России_40099-р Приказ Минкультуры России_41813-р Приказ Минкультуры России_40887-р
Современное значение Религиозное
Охранный статус Объект культурного наследия регионального значения
Техническое состояние -
Архитектор -
Описание объекта

Характерный пример сельского храмового комплекса, состоящего из двух разновре­менных церквей, стилистика которых со­ответствует основным этапам костромского зодчества кон. 18 — нач. 19 в. — барокко с элементами допетровской эпохи и класси­цизма. Расположен на западной окраине большого села, на возвышенности, запад­ный склон которой спускается к р. Шаче. Село Богословское в 16 в. принадлежало дворцовому ведомству. В 1586 г. царь Фе­дор Иоаннович пожаловал его Ипатьевско­му монастырю «на помин души по родите­лям царицы» Ирины Федоровны Годуновой. Не позднее 1632 г. Богословское перешло в собственность князей Пожарских. Сущест-ующим ныне каменным церквам, постро­енным на средства дворян Верховских, оче­видно, предшествовали деревянные храмы. Наиболее ранняя церковь Благовещения (поставлена на государственную охрану как объект культурного наследия Никольская церковь, 1801 г.) с приделами Николая Чудотворца и Мака­рия Унженского сооружена в кон. 18 в. и освящена в 1801 г. Вторая церковь Иоанна Богослова с приделом Дмитрия Ростовского построена в нескольких метрах севернее в 1819 г. По-видимому, тогда же была воз­ведена отдельно стоящая колокольня, нахо­дившаяся чуть западнее обоих храмов (не сохр.). Она представляла собой трехъярусное сооружение в стиле классицизма, в оформ­лении квадратных в плане ярусов которого были использованы ордерные формы. Тер­ритория комплекса была обнесена кирпич­ной оградой (не сохр.). Во время одного из ремонтов в 19 в., очевидно, была передела­ на крыша четверика храма. К настоящему времени на главах обоих храмов утрачены кресты. На южном фасаде трапезной Благо­вещенской церкви имеется большой пролом; изменена конфигурация западного дверного проема. На северном и западном фасадах церкви Иоанна Богослова срублено несколь­ко колонн портиков, а на западном фасаде притвора колонны утрачены полностью; на западном фасаде перед входом разобрано деревянное крыльцо. Церкви сложены из кирпича, снаружи покрыты известковой об­мазкой и побелены.

Церковь Благовещения — характерный для своего времени пример провинциаль­ного культового здания, в декоре которого преобладающие барочные формы соседству­ют с приемами допетровского зодчества. В симметричной относительно продольной оси композиции доминирует двусветный куби­ческий четверик храма, завершенный по­лусферической крышей с пятиглавием. С востока к храму примыкает более низкий и узкий прямоугольный в плане алтарь со скругленным выступом апсиды, с запада — равная ей по высоте почти квадратная в плане трапезная, несколько превышающая по ширине четверик, и низкий притвор. Углы здания, скругленные на апсиде, тра­пезной и притворе, закреплены фланкиру­ющими лопатками. Суховатые по рисунку венчающие карнизы дополнены рядом су­хариков. На четверике храма под венчаю­щим карнизом проходит неширокий фриз, обработанный несколько архаичными для рубежа 18-19 вв. мелкими полукруглыми нишками — окошниками. На стенах алтаря, трапезной и притвора ему соответствуют филенчатые пояса. На боковых фасадах храма, акцентированных в центре дверны­ми проемами, окна размещены на трех осях. Луковичные главы храма, сохранившие че­шуйчатые покрытия из кровельного железа, подняты на удлиненных граненых бараба­нах. Более крупный центральный барабанпрорезан узкими арочными окнами, кото­рым на угловых барабанах соответствуют нишки той же формы. Апсида освещается тремя окнами, на северном и южном фаса­дах трапезной симметрично размещено по четыре окна. Все проемы высокие, с лучко­выми перемычками, заключены в рамочные наличники с ушами, плоскими фартуками и замками в перемычках и завершены луч­ковыми сандриками. В интерьере четверик храма перекрыт четырехдольным сомкнутым сводом с круг­лым световым отверстием в шелыге. Апси­да, связанная с храмом широким арочным проходом, перекрыта коробовым сводом с уплощенной конхой над скругленным высту­пом. Апсида и притвор перекрыты плоскими потолками. В трапезной перекрытие опира­ется на две кирпичные стенки, отделяющие алтари приделов от прохода в храм. В интерьерах храма и апсиды сохрани­лась

настенная живопись, выполненная в несколько этапов и впоследствии сильно прописанная. Исключительным своеобра­зием, выраженным в несколько наивной трактовке форм и насыщенности компози­ций, отличаются сюжеты страстного цикла в алтаре, написанные в нач. 19 в. клеевы­ми красками провинциальными мастерами в традициях барокко. Особенно выразительны композиции в конхе апсиды: над восточным окном здесь изображен Христос — Великий архиерей, по сторонам «Жены-мироносицы у гроба Господня» и «Явление Христа Ма­рии Магдалине», а выше — «Воскресение». Живопись в четверике храма, за исключе­нием одновременного алтарю «Вознесения» на западной стене, очевидно, появилась ближе к середине 19 столетия и носит на себе черты академизма. В восточном лотке свода помещена редкая композиция, изоб­ражающая первый день творения; западный лоток занимает «Воскресение», на северном и южном лотках в рост написаны парные фигуры евангелистов. На западной стене по сторонам сравнительно небольшой компози­ции «Вознесение» помещены более круп­ные сцены: «Преображение» и «Крещение». Пышные рокайльные обрамления сцен, ти­пичные для 3-й четв. 19 в., вероятно, были написаны во время поновления росписей. Фигуры святых князей в рост между ок­нами второго света (Борис и Владимир на южной стене и Глеб и Александр Невский на северной) написаны в конце 19 столетия. К тому же периоду относится трафарет­ ный фриз в основании свода и под окнами второго света. В простенках между окнами первого света читаются остатки фигур му­ чеников. Оформление интерьера дополняют профилированный, расписанный меандром карниз в основании свода и штукатурные тяги в обрамлениях окон.
Церковь Иоанна Богослова — своеобраз­ный по характеру объемной композиции и решению внутреннего пространства пример культового здания в формах провинциально­го классицизма. Композиция церкви состоит из четверика храма, к которому с востока и запада примыкают более низкая алтар­ная часть и небольшой притвор. Двусветный четверик основного объема с фронтонами на всех фасадах завершен глухим деревянным восьмигранным трибуном, несущим полу­сферическую крышу с главкой на низком барабане. Прямоугольная в плане с сильно скругленными углами алтарная часть почти равна по ширине четверику храма, а при­твор значительно уже. Боковые фасады храма украшены тоскан­скими портиками из четырех трехчетверт­ных колонн, несущих сильно раскрепованные антаблементы с многообломными карни­зами, переходящими на восточный и запад­ный фасады. В простенках между колоннами помещены оконные проемы, а центр компо­зиции выделен тройным окном первого света с более широким и высоким центральным проемом. Портикам храма вторят четырех­ колонные с расширенными центральными интерколумниями портики на восточном и западном фасадах алтарной части и притво-ра. На восточном фасаде портик поднят на невысокий подиум; в среднем интерколумнии расположено тройное окно с ложным центральным проемом. Все нижние проемы и близкие квадрату окна второго света имеют лучковые перемычки, исключение составляют лишь центральные проемы на боковых фасадах храма и среднее окно алтаря, за ­вершенные полуциркульными перемычками, и прямоугольный дверной проем на запад­ном фасаде. Над всеми проемами помеще­ны профилированные сандрики. Интерьер храма с плоским перекрытием имеет зальный характер. Две арки ведут в двухпрестольную алтарную часть, перекры­тую взаимно пересекающимися коробовыми сводами с распалубками от скругленных уг­лов. В западной части храма два мощных столба служат опорами для хоров, занима­ющих все пространство над притвором. На хоры ведет деревянная маршевая лестница, расположенная в юго-западном углу. Дере­вянное ограждение хор выполнено в виде решетки с ромбическими ячейками. На по­толках сохранились профилированные тя­нутые карнизы, в шелыгах перекрытия ал­тарной части — круглые розетки. На сводах апсиды уцелели четыре прямоугольных ра­мочных обрамления, в которых, очевидно, были помещены живописные композиции.

Лит.: Беляев, 1863, с. 76; Баженов, 1911, с. 82-83; Белоруков, 1990, с. 18~19; Белоруков, 2000, с. 18.