Наименование объекта | Ансамбль, XIXв.: Георгиевская церковь, 1813 г.; Ограда церкви, 2-я пол. XIX в. |
---|---|
Тип объекта | Регионального значения |
Местоположение | Мантуровский район, д. Шулево (с. Георгиевское) |
Вид объекта | Ансамбль |
Датировка | XIX в. |
Правоустанавливающие документы | Постановление главы администрации Костромской области от 30.12.1993 г. №598 «Об объявлении находящихся на территории Костромской области объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятниками истории и культуры», приложение 1 decree_45473-р decree_45460-р decree_45248-р Постановление № 598 |
Современное значение | Религиозное. Используется. |
Охранный статус | Объект культурного наследия регионального значения |
Техническое состояние | Удовлетворительное |
Архитектор | - |
Выразительный сельский каменный храм в запоздалых формах барокко, отличающийся своеобразием объемной композиции и внутренней структуры. Кирпичная церковь, стены которой побелены по известковой обмазке, возведена в 1813 г. тщанием прихожан вместо двух деревянных храмов Георгиевского и Макарьевского, известных с 1617 г. В церкви было четыре престола: в холодном храме — в честь Покрова Богоматери, в первом этаже трапезной — великомученика Георгия (южный) и Николая Чудотворца (северный), а во втором — Макария Унженского. Во 2-й пол. 19 в. церковная территория со старым кладбищем была обнесена оградой с воротами (не сохранились) и калиткой по северной стороне. На рубеже 19-20 столетий к юго-западном углу ограды примкнуло кирпичное здание двухклассной церковноприходской школы. По сведениям старожилов, она была построена на средства виднейшего унженского пароходчика Федора Егоровича Крепиша (1818-1906), похороненного в ограде храма. К этой школе была приписана (т.е. обслуживалась ее учителями) одноклассная так называемая образцовая школа, располагавшаяся в деревянном здании южнее церковной территории. Видимо, к этому же времени относится новое оформление интерьеров храма. В нач. 1970-х гг. церковноприходская школа была надстроена вторым этажом и более чем вдвое расширена к северу, при этом был уничтожен главный северный фасад здания и парадные ворота церковной ограды. Церковь стоит на юго-западной окраине села, в конце широкой улицы. Продольно осевая композиция храма состоит из не скольких объемов. Собственно храм представляет собой двусветный восьмерик с более узкими и чуть скругленными диагональ ными гранями, который завершен восьми лотковой кровлей с ложными люкарнами по сторонам света, несущей восьмигранный барабан с миниатюрной луковичной чешуйчатой главкой. С востока к нему примыкает сильно вынесенная низкая полукруглая апсида с гуськовой кровлей, с запада — прямоугольная в плане трапезная, вытянутая по продольной оси. Средняя часть трапезной двухэтажная, что делает ее объем похожим на базиликальные сооружения. Трехъярусная колокольня, большая часть которой включена в объем трапезной, состоит из двух четвериков и восьмерика звона, увенчанного восьмидольной гуськовой кровлей со шпилем на восьмигранном глухом барабанчике. Декоративное убранство храма довольно сдержано, хотя здесь использованы мотивы барокко. Связующим элементом, объединяющим все части композиции, служит трехчастный антаблемент, венчающий стены апсиды и трапезной, переходящий на нижний ярус колокольни и поддержанный в композициях входов на боковых фасадах основного объема. Боковые грани здесь выделены раскреповкой, вход, акцентированный металлическим зонтом на изящных ажурных кронштейнах, фланкирован арочными нишами-экседрами, а над антаблементом помещен треугольный фронтон с полуциркульной нишей в тимпане. Арочное окно второго света по оси
входа также фланкировано нишами, но прямоугольными. На диагональных гранях восьмерика по осям арочных окон находятся накладные доски- щиты и квадратные филенки. Венчает восьмерик трехчастный антаблемент с широким гладким фризом и мелкими сухариками в карнизе. Ложные люкарны с вогнутыми боковинами завершены лучковыми фронтончиками. Боковые фасады трапезной имеют пять осей проемов, при этом три средние оси сближены, подчеркивая центр композиции, а западные окна — ложные, устроенные для симметрии. Нижние проемы арочной формы помещены в прямоугольных нишах, верхние (во втором этаже) — прямоугольные, заключены в рамочные наличники с ушами. На западном фасаде колокольни вход и окно во втором ярусе (прямоугольное, с высоким арочным архивольтом) фланкированы арочными нишами-экседрами подобно боковым входам в храм. Арки звона чуть заглублены в прямо угольные ниши. Высокое столпообразное пространство храма перекрыто восьмилотковым сводом с более узкими диагональными гранями, шелыга которого прорезана световым кольцом барабана. В алтарь, перекрытый коробовым сводом с конхой, ведет широкая арка. Две продольные стенки по сторонам прохода в основной храм расчленяют трапезную на три нефа и выделяют алтари боковых приделов. Благодаря такой пространственной струкруре в восточной части трапезной образуется три коробовых свода, а в средней ча-сти — крестовый. По сторонам колокольни, нижний ярус которой, имеющий скругленные углы, перекрыт крестовым сводом, усложненным распалубками, находятся два квадратных в плане помещения: с юга ризница (?), завершенная сомкнутым сводом, с севера — лестница к звону. На втором ярусе колокольня и вытянутый придел имеют плоские перекрытия. Уцелевшие элементы убранства интерьера относятся к кон. 19 — нач. 20 вв.; тянутые рамки-наличники оконных поемов и арки прохода из трапезной в храм (последняя дополнена ордерными деталями и штукатурным орнаментом), а также П-образные деревянные хоры, опирающиеся на пристенные столбы с косыми брусьями-консолями. На хоры вела винтовая лестницасправа от прохода в трапезную. В храме сохранилась основа четырехъярусного шестичинового иконостаса в стиле классицизма. Довольно темный по тону, серо-синего цвета, он был украшен позолоченными деталями. Кирпичная, покрытая известковой обмазкой ограда, типичная для периода эклектики, представляет собой стенку-цоколь, соединяющую квадратные в сечении столбы с рустованными углами и маленькими щипцами в завершении. Рисунок металлической решетки, укрепленной между ними, состоит из волютообразных завитков и сердцевидных звеньев, соединяющих вертикальные прутья с пиками. Калитка имеет вид пологой профилированной арки, переброшенной между двух столбов. Над аркой укреплен киот для иконы с лучковой перемычкой. Сохранившаяся металлическая ажурная створка калитки по рисунку аналогична решетке, но имеет треугольное завершение.