Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Ансамбль, XIXв.: Георгиевская церковь, 1813 г.; Ограда церкви, 2-я пол. XIX в.
Тип объекта Регионального значения
Местоположение Мантуровский район, д. Шулево (с. Георгиевское)
Вид объекта Ансамбль
Датировка XIX в.
Правоустанавливающие документы Постановление главы администрации Костромской области от 30.12.1993 г. №598 «Об объявлении находящихся на территории Костромской области объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятниками истории и культуры», приложение 1 decree_45473-р decree_45460-р decree_45248-р Постановление № 598
Современное значение Религиозное. Используется.
Охранный статус Объект культурного наследия регионального значения
Техническое состояние Удовлетворительное
Архитектор -
Описание объекта

Выразительный сельский каменный храм в запоздалых формах барокко, отличающий­ся своеобразием объемной композиции и внутренней структуры. Кирпичная церковь, стены которой побелены по известковой обмазке, возведена в 1813 г. тщанием при­хожан вместо двух деревянных храмов Георгиевского и Макарьевского, известных с 1617 г. В церкви было четыре престола: в холодном храме — в честь Покрова Бого­матери, в первом этаже трапезной — ве­ликомученика Георгия (южный) и Николая Чудотворца (северный), а во втором — Макария Унженского. Во 2-й пол. 19 в. цер­ковная территория со старым кладбищем была обнесена оградой с воротами (не со­хранились) и калиткой по северной сторо­не. На рубеже 19-20 столетий к юго-запад­ном углу ограды примкнуло кирпичное здание двухклассной церковноприходской школы. По сведениям старожилов, она была построена на средства виднейшего унженс­кого пароходчика Федора Егоровича Крепиша (1818-1906), похороненного в ограде храма. К этой школе была приписана (т.е. обслуживалась ее учителями) одноклассная так называемая образцовая школа, распо­лагавшаяся в деревянном здании южнее церковной территории. Видимо, к этому же времени относится новое оформление ин­терьеров храма. В нач. 1970-х гг. церковноп­риходская школа была надстроена вторым этажом и более чем вдвое расширена к северу, при этом был уничтожен главный северный фасад здания и парадные ворота церковной ограды. Церковь стоит на юго-западной окраине села, в конце широкой улицы. Продольно осевая композиция храма состоит из не­ скольких объемов. Собственно храм пред­ставляет собой двусветный восьмерик с бо­лее узкими и чуть скругленными диагональ­ ными гранями, который завершен восьми­ лотковой кровлей с ложными люкарнами по сторонам света, несущей восьмигранный ба­рабан с миниатюрной  луковичной чешуйча­той главкой. С востока к нему примыкает сильно вынесенная низкая полукруглая апсида с гуськовой кровлей, с запада — прямоугольная в плане трапезная, вытя­нутая по продольной оси. Средняя часть трапезной двухэтажная, что делает ее объем похожим на базиликальные соору­жения. Трехъярусная колокольня, большая часть которой включена в объем трапезной, состоит из двух четвериков и восьмерика звона, увенчанного восьмидольной гусько­вой кровлей со шпилем на восьмигранном глухом барабанчике. Декоративное убранство храма довольно сдержано, хотя здесь использованы моти­вы барокко. Связующим элементом, объе­диняющим все части композиции, служит трехчастный антаблемент, венчающий сте­ны апсиды и трапезной, переходящий на нижний ярус колокольни и поддержанный в композициях входов на боковых фасадах основного объема. Боковые грани здесь выделены раскреповкой, вход, акцентиро­ванный металлическим зонтом на изящных ажурных кронштейнах, фланкирован ароч­ными нишами-экседрами, а над антаблемен­том помещен треугольный фронтон с полу­циркульной нишей в тимпане. Арочное окно второго света по оси

входа также фланки­ровано нишами, но прямоугольными. На диагональных гранях восьмерика по осям арочных окон находятся накладные доски- щиты и квадратные филенки. Венчает восьмерик трехчастный антаблемент с ши­роким гладким фризом и мелкими сухари­ками в карнизе. Ложные люкарны с вогну­тыми боковинами завершены лучковыми фронтончиками. Боковые фасады трапезной имеют пять осей проемов, при этом три средние оси сближены, подчеркивая центр композиции, а западные окна — ложные, устроенные для симметрии. Нижние про­емы арочной формы помещены в прямоу­гольных нишах, верхние (во втором эта­же) — прямоугольные, заключены в рамоч­ные наличники с ушами. На западном фа­саде колокольни вход и окно во втором ярусе (прямоугольное, с высоким арочным архивольтом) фланкированы арочными ни­шами-экседрами подобно боковым входам в храм. Арки звона чуть заглублены в прямо­ угольные ниши. Высокое столпообразное пространство храма перекрыто восьмилотковым сводом с более узкими диагональными гранями, шелыга которого прорезана световым кольцом барабана. В алтарь, перекрытый коробовым сводом с конхой, ведет широкая арка. Две продольные стенки по сторонам прохода в основной храм расчленяют трапезную на три нефа и выделяют алтари боковых приделов. Благодаря такой пространственной струк­руре в восточной части трапезной образу­ется три коробовых свода, а в средней ча-сти — крестовый. По сторонам колоколь­ни, нижний ярус которой, имеющий скруг­ленные углы, перекрыт крестовым сводом, усложненным распалубками, находятся два квадратных в плане помещения: с юга риз­ница (?), завершенная сомкнутым сводом, с севера — лестница к звону. На втором ярусе колокольня и вытянутый придел имеют плоские перекрытия. Уцелевшие элементы убранства интерье­ра относятся к кон. 19 — нач. 20 вв.; тяну­тые рамки-наличники оконных поемов и арки прохода из трапезной в храм (после­дняя дополнена ордерными деталями и штукатурным орнаментом), а также П-образные деревянные хоры, опирающиеся на пристенные столбы с косыми брусьями-кон­солями. На хоры вела винтовая лестницасправа от прохода в трапезную. В храме сохранилась основа четырехъя­русного шестичинового иконостаса в стиле классицизма. Довольно темный по тону, серо-синего цвета, он был украшен позо­лоченными деталями. Кирпичная, покрытая известковой обмаз­кой ограда, типичная для периода эклек­тики, представляет собой стенку-цоколь, соединяющую квадратные в сечении стол­бы с рустованными углами и маленькими щипцами в завершении. Рисунок металли­ческой решетки, укрепленной между ними, состоит из волютообразных завитков и сер­дцевидных звеньев, соединяющих верти­кальные прутья с пиками. Калитка имеет вид пологой профилированной арки, пере­брошенной между двух столбов. Над аркой укреплен киот для иконы с лучковой пере­мычкой. Сохранившаяся металлическая ажурная створка калитки по рисунку ана­логична решетке, но имеет треугольное завершение.