Ансамбль, XVIII-XIX вв.: Никольская церковь, 1799 г.; Никольская церковь, 1822 г.; Церковная сторожка, сер.-2-я пол. XIX в.; Се...

Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Ансамбль, XVIII-XIX вв.: Никольская церковь, 1799 г.; Никольская церковь, 1822 г.; Церковная сторожка, сер.-2-я пол. XIX в.; Северные ворота ограды, 1-я пол. XIX в.; Южные ворота ограды, 1-я пол. XIX в.
Тип объекта Регионального значения
Местоположение Костромская область, Антроповский р-н, Курновское с.п., уроч. Николо-Каликино
Вид объекта Ансамбль
Датировка XVIII-XIX век
Правоустанавливающие документы Постановление главы администрации Костромской области от 30.12. 1993 г. № 598 «Об объявлении находящихся на территории Костромской области объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятниками истории и культуры», приложение 1Г Постановление № 598 Приказ Минкультуры России_59817-р Приказ Минкультуры России_56781-р Приказ Минкультуры России_59444-р Приказ Минкультуры России_59055-р Приказ Минкультуры России_59025-р Приказ Минкультуры России_58137-р
Современное значение Религиозное
Охранный статус Объект культурного наследия регионального значения
Техническое состояние -
Архитектор -
Описание объекта

Один из немногих хорошо сохранившихся храмовых комплексов Костромской облас­ти, включающий церкви в стиле барокко и классицизма. Расположен на возвышенном месте, к юго-западу от села, от которого остался один дом. Около 1799 г. была пос­троена церковь Николая Чудотворца с при­делами Богоявления и Трифона Амафунтского, около 1822 г. — церковь Рождества Богородицы (состоит на государственной охране как Никольская церковь, 1822 г.) с приделами Ильи Пророка и Макария Унженского. Ограда с двумя воро­тами, вероятно, относится ко 2-й четв. 19 в. Церковноприходская школа (?) (состоит на государственной охране как Церковная сторожка, сер.-2-я пол. XIX в.) сооружена, очевидно, в кон. 19 в. Все постройки комп­лекса сложены из кирпича.Комплекс занимает вытянутую по оси запад — восток территорию. В центральной ее части стоит церковь Николая Чудотворца, а в северо-западной — церковь Рождества Богородицы. С трех сторон, кроме восточ­ной, территорию, имеющую с запада скруг­ленные углы, ограничивает ограда, которую прерывают северные и южные ворота. В линии ограды в 1,5 м к востоку от север­ных ворот расположена церковноприход­ская школа (?).

Церковь Николая Чудотворца, 1799 г. — один из распространенных в провинциальном зод­честве кон. 18 в. типов храма, объемная композиция которого тяготеет к традици­ям допетровского зодчества, а барочный фасадный декор выполнен с использова­нием классицистических форм, получив­ших своеобразную местную интерпретацию. Церковь имеет симметричную относитель­но продольной оси композицию, состоящую из собственно храма с апсидой, трапезной и колокольни. Основной объем представля­ет собой двусветный кубический четверик, четырехскатная кровля которого завершена пятиглавием. Пятигранная в плане апсида значительно уже и ниже храма, обширная двухпридельная трапезная, вытянутая по продольной оси здания, превышает его по ширине. Массивная, несколько тяжеловес­ная по пропорциям колокольня воспроизво­дит архаичную для своего времени форму аналогичных сооружений, распространенных в 17 столетии. Ее основанием служит невы­сокий четверик, несущий широкий восьми­гранник яруса звона, завершенный призе­мистым шатром с небольшой главкой. Углы четверика храма, апсиды и трапез­ной закреплены фланкирующими пилястра­ми. По верху стен проходят профилирован­ные карнизы, дополненные поясами суха­риков. На храмовом четверике под карни­зом помещен неширокий фриз с плоскими филенками. Боковые фасады храма имеют симметричную композицию в три оконные оси с арочным дверным проемом в центре. Апсида освещается тремя окнами, располо­женными на восточной и диагональных гра­нях. На северном и южном фасадах трапез­ной равномерно размещено по четыре окна. Все оконные проемы имеют лучковые пе­ремычки и заключены в характерные для барокко рамочные наличники с ушами и замковыми камнями, дополненные над пе­ремычками треугольными сандриками с су­хариками. Широко расставленные восьми­гранные барабаны пятиглавия, увенчанные шаровидными чешуйчатыми главами, офор­млены карнизами с сухариками, тонкими угловыми пилястрами и ложными окнами с лучковыми перемычками. На центральном барабане грани, ориентированные по сторо­нам света, прорезаны световыми проемами. Четверик основания колокольни обработан на углах парными пилястрами, по которым раскрепован карниз с поясом сухариков, членящий его на два яруса. В нижнем яру­се на всех фасадах расположены широкие дверные проемы, плоскости фасадов глухого верхнего яруса декорированы треугольными фронтонами. Грани восьмерика колокольни с арками звона в верхней части оформле­ны огибающими лопатками; шатер проре­зан тремя рядами небольших окон-слухов. В окнах храма сохранились первоначальные кованые волнисто-ромбические решетки, а над боковыми входами — остатки металли­ческих зонтов 2-й пол. 19 в. В интерьере четверик храма перекрыт четырехдольным сомкнутым сводом с коль­цом светового барабана в шелыге. Апсида, связанная с храмом тремя арочными прохо­дами, имеет граненую конху с распалубка­ми над окнами. В трапезной, сообщающейся с храмом широким дверным проемом, два столба с перекинутыми от стен подпружными арками организуют интерьер в виде трехнефного пространства. Центральный неф перекрыт крестовыми сводами, боко­вые — полулотковыми сводами с распалубками. Нижний ярус колокольни завершен плоским потолком. Лестница, ведущая на верхние ярусы, проложена в толще кладки юго-восточного пилона. На стенах храма уцелели незначительные остатки клеевой живописи, по-видимому, первоначальной, но грубо прописанной мас­лом во 2-й пол. 19 в. В простенках между окнами второго света на боковых стенах читаются фигуры четырех евангелистов в рост. Среди сюжетных композиций разли­чимы сцены из жития Иоанна Предтечи, изображенные на северной стене, и «Несе­ние креста» на южной. На восточном откосе южного дверного проема уцелели фрагменты надписи о поновлении живописи. В основа­нии перекрытия храма проходит сложный штукатурный карниз с рядами сухариков и пальметт, в уровне подоконников окон вто­рого света — не столь развитый карниз с пальметтами. В перекрытии апсиды фраг­менты масляной живописи нач. 20 в. отли­чаются примитивной манерой

исполнения. На восточном лотке свода здесь помещено «Распятие», на северном — «Жертвоприно­шение Авраама», а на южном — «Моление о чаше». В храме сохранилась основа первоначаль­ного классицистического пятичинового ико­ностаса шириной в девять прясел, покрытого тисненым позолоченным левкасом, образу­ющим сложный ковровый узор. Иконостас имеет усложненную композиционную струк­туру с широкими, скошенными на углах вы­ступами в средней части и на флангах. Два нижних яруса отделены от верхних ярусов карнизом с широким фризом, сохранившим остатки  резных накладных деталей. Такой же карниз с небольшим полуфронтоном в центре завершает верхний ярус. Простенки нижнего яруса были украшены колонками, а в верхних ярусах — пилястрами. В алтаре на полу лежит верхняя часть замечатель­ной классицистической напрестольной сени. В трапезной сохранились каркасы двухъ­ярусных иконостасов 2-й пол. 19 в.

Церковь Рождества Богородицы харак­терна для сельского храмового зодчества 1-й четв. 19 в., в котором сочетаются черты раннего и зрелого классицизма. Компактная объемная композиция включает одноглавый четверик храма и примыкающие к нему бо­лее узкий алтарь с сильно скругленными углами и прямоугольную в плане попереч­но вытянутую трапезную со скругленными углами. Восьмигранный глухой барабан храма несет луковичную главку с чешуйчатым металлическим покрытием. Перед западным фасадом трапезной по сторонам входного проема выступают небольшие фрагменты стен, сохранившихся от притвора. Фасады двусветного четверика в три оси проемов оформлены портиками с четырьмя трехчет­вертными колоннами тосканского ордера и с треугольным фронтоном. Нижние проемы (средний входной) прямоугольные, верх­ние — квадратные. И те и другие заключены в рамочные наличники с клинчаты­ми замками. Окна второго света выделены массивными подоконниками и профилиро­ванными сандриками. Карниз фронтона ук­рашен ступенчатыми зубцами, тимпан про­резан крупным полукруглым окном с ве­ерным рисунком переплета. Стены алтаря расчленены пятью прямоугольными окнами (на скруглениях — ложными), заглубленны­ми в более высокие, также прямоугольные ниши. На уровне подоконников они объеди­нены полкой. В завершении проходят глад­кий фриз и ступенчатый карниз с зубцами. В северо-восточном ложном окне помещена живописная композиция «Рождество Богоро­дицы», над ним изображена корона, а над северным окном — херувимы. Симметричные трехоконные фасады трапезной в простен­ках обработаны лопатками. Прямоугольные проемы заглублены в ниши-четверти, а по­ низу объединены полкой. Стены трапезной завершены профилированным карнизом с двухступенчатыми зубцами. Бесстолпный храм перекрыт восьмидоль­ным сомкнутым сводом, при этом значитель­но более узкие диагональные лотки опира­ются на тромпы. Широкий арочный проем соединяет храм с алтарем, перекрытым полулотковым сводом с распалубками над ок­нами. Более узкий проем ведет из храма в бесстолпную трапезную, имеющую срезан­ные восточные углы. Ее помещение завер­шено сомкнутым шестилотковым сводом с распалубками над окнами, восточным про­емом и двумя нишами на западной стене.В храме частично сохранилась масляная живопись кон. 19 в. В алтаре на своде изоб­ражен Дух Святой в виде голубя, на стене с юга от центрального окна — «Тайная вече­ря», с севера — «Воскресение». Свод храма занимают четыре композиции: «Тебе Бога хвалим» (с востока), «Лик святых апосто­лов» (с севера), «Лик святых пророков» (с юга) и «Лик святых мучеников» (с запада). На южной и северной стенах четверика в простенках помещено по две фигуры свя­тых в рост, в том числе Феодосий и Ни­колай Чудотворец. Над входными проемами изображены атрибуты церкви, над окнами первого света — херувимы. Композиции ал­таря и фигуры святых заключены в богато орнаментированные обрамления. В основа­нии свода храма проходит тянутый профи­лированный карниз.

Ограда представляет собой глухую стенку, с внешней стороны разделенную на пряс­ла лопатками, над которыми возвышаются квадратные в сечении столбики. Покрытые ленточным рустом прясла расчленены круп­ными арочными нишами. С внутренней сто­роны ограды — гладкая стена. Южные и северные ворота имеют трех­ частную композицию с высоким арочным проемом в центре. Ворота увенчаны луко­вичной главкой на постаменте, украшенном на углах волютами. Центральный проем с обеих сторон оформлен массивными при­ставными колоннами, а по бокам от него расположены квадратные в плане объемы с небольшими помещениями, перекрытыми ко­робовыми сводами. В северных воротах в эти помещения ведут прямоугольные проемы, а в южных — арочные. Ступенчатый карниз в завершении стен обогащен зубцами.
Церковноприходская школа (?) — одно­этажная прямоугольная в плане постройка под двускатной кровлей, дополненная с юга выступом сеней с единственным входом в здание. Стены прорезаны окнами с лучко­выми перемычками. Фасады имеют симмет­ричные композиции: продольный северный в три окна, боковые в два. Ранее проемы обрамлялись профилированными штукатур­ными наличниками. Внутри основное про­странство занято единым помещением.

Лит.: Беляев, 1863, с. 254; ИИАК, 1909, с. 271, № 724; Баженов, 1911, с. 337; Бело­руков, 2000, с. 9.