Наименование объекта | Церковь Рождества Богородицы, 1834 г. |
---|---|
Тип объекта | Федерального значения |
Местоположение | Костромская область, Антроповский район, с. Пахтаново (Антроповский район, Палкинское с.п., уроч.. Пахтаново) |
Вид объекта | Памятник |
Датировка | 1834 год |
Правоустанавливающие документы | Указ Президента РФ от 20.02.1995 г. № 176 «Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения» Указ Президента РФ № 176 Приказ Минкультуры России_59220-р |
Современное значение | Религиозное |
Охранный статус | Объект культурного наследия федерального значения |
Техническое состояние | - |
Архитектор | - |
Своеобразный памятник сельской церковной архитектуры, в котором довольно органично сочетаются черты зрелого и позднего классицизма при сохранении традиций барокко как в объемно-пространственной композиции, так и в элементах декора; очень необычна первоначальная структура интерьера. Расположен на возвышенном месте, на берегу речки Шачинки, на краю леса; село не сохранилось. Церковь сооружена около 1834 г. на средства помещика Ашиткова, колокольня пристроена, очевидно, в 3-й четверти 19 в. В нескольких десятках метров к северо-западу от храма сохранился деревянный дом причта кон. 19 — нач. 20 в. К настоящему времени утра чены луковичная с чешуйчатым покрытием глава храма, междуэтажные перекрытия в храме, алтаре, трапезной и переходе, а в двух последних также перекрытия второго этажа, разобрана пара западных столбов в трапезной, почти полностью исчезло убранство интерьера. Кирпичные стены здания побелены по кладке. Сильно вытянутая объемная композиция церкви симметрична относительно продольной оси. Храм типа восьмерик на четверике завершен восьмигранным световым барабаном над восьмилотковой кровлей. Почти равный четверику по ширине и высоте прямоугольный в плане алтарь с востока имеет более узкую полукруглую апсиду. Такой же высоты слегка вытянутая в поперечном направлении трапезная с сильно скругленными и раскрепованными углами соединяется с храмом коротким переходом. Более узкий и длинный притвор соединяет трапезную с высокой четырехъярусной колокольней. Ее три основных яруса-четверика имеют сильно срезанные углы, а верхний ярус — круглый с купольной кровлей, над которой возвышается глухой цилиндрический барабан с главкой. Фасады четверика храма в три оси проемов оформлены четырехколонными пристенными портиками. Полуколонны тосканского ордера имеют профилированные базы и массивные капители, несущие антаблемент в основании треугольного фронтона.Ф риз антаблемента расчленен гладкими «триглифами», тимпан фронтона прорезан большим полукруглым окном. Окна первого и второго света (по сушествупервого и второго этажей) заглублены в единые вертикальные ниши. Крупные нижние проемы (центральный входной) арочные, с трехчастными клинчатыми замками, верхние окна квадратные с подоконными п.питами. Грани восьмерика с крупными прямоугольными окнами обработаны тосканскими пилястрами, между которыми выпушены углы объема. Над окнами помешены сандрики-полочки с кронштейнами. В завершении стен проходит неполный антаблемент с гладким фризом и профилированным карнизом. По сторонам света в кровле устроены фигурные люкарны с круглыми проемами, волютами по бокам и полукруглыми сандриками с заплечиками. Барабан расчленен арочными окнами на основных гранях и более узкими арочными нишами на диагональных. Фасады алтаря, трапезной перехода обладают такой ж е двухъярусной структурой окон, как четверик храма, но нижние проемы здесь прямоугольные. Все эти части имеют одинаковый неполный антаблемент с гладким фризом и профилированным карнизом. С востока стену апсиды оформляет четырех колонный
пристенный портик с более широким средним интерколумнием и с треугольным фронтоном. Полуколоннами отмечены также места сопряжения округлых стен апсиды с ризалитом и прямоугольной частью алтаря. Нижние окна на боковых фасадах алтаря фланкированы пилястрами, несущими треугольный фронтон. Выступаюшая, как трехосевой ризалит, средняя часть южного и северного фасадов трапезной выделена двухколонным портиком с треугольным фронтоном, оформляюшим центральное окно первого света (первого этажа). Западающие углы между ризалитами ии скруглениями заполнены полуколоннами. На трехосевых фасадах перехода средние проемы обоих этажей значительно шире бо-новых; центральная ось здесь подчеркнута также полукруглой нишей между нижним и верхним окнами. В декоре колокольни, в целом следующем традициям классицизма, проявляются также черты эклектики. Нижний ярус с запада и севера прорезан высокими арочными проемами с архивольтами, которым с юга отвечает аналогичной формы ниша с вписанным в нее прямоугольным окном. Три верхних яруса по главным осям прорезаны арочными проемами с архивольтами, которые во втором ярусе имеют килевидные подвышения. Прямые плоскости трех нижних объемов по краям обработаны пилястрами. Все ярусы завершены много-обломными карнизами. Внутреннее пространство алтаря, трапезной и перехода было разделено деревянным перекрытием по балкам на два этажа, а в четверике храма, типологически повторяющего церкви в Боговском (1817 г.) и Пеньках (1820 г.), вероятнее всего, существовали аналогичные им периметральные обходные галереи и двухэтажные иконостасы. Четверик в каждом этаже связан с алтарем тремя проемами, с трапезной одним арочным, который в первом этаже фланкируют прямоугольные окна (южное заложено). Четверик переходит при помощи подпружных арок, параллельных его стенам, и парусов в восьмерик, перекрытый сомкнутым восьмилотковым сводом с отверстием светового барабана. Алтарь во втором этаже перекрыт переходящим в конху коробовым сводом с распалубками. Во втором этаже трапезной и перехода были плоские перекрытия. В интерьере храма сохранились незначительные остатки клеевой (?) стенописи сер. 19 в., прописанной маслом в конце того же столетия. На гранях восьмерика расположены сцены христологического цикла; «Рождество», «Богоявление», «Преображение», «Вход в Иерусалим», «Моление о чаше» (?), «Вознесение» и еще одна неразличимая композиция. В парусах изображены евангелисты в круглых медальонах. На южной и се-верной стенах четверика помещены фигуры святых в рост, на западной — две композиции: «Поклонение тельцу» и «Моисей разбивает скрижали». Подпружные арки расписаны гризайлью с изображением розеток и карниза с модульонами.
Дом причта — рубленное из бревен с остатком одноэтажное прямоугольное в плане здание, завершенное двускатной кровлей. Торцовый главный фасад в три окна симметричен по композиции. Высоко поднятые над землей окна с лучковыми перемычками обрамлены прямоугольными наличника ми. Такие же окна расположены на боковых фасадах.
Лит.: Беляев, 1863, с. 318; Баженов, 1911, с. 280.