Наименование объекта | Церковь Рождества Богородицы, 1914-1915 гг. |
---|---|
Тип объекта | Регионального значения |
Местоположение | Мантуровский район, д. Попово (с. Ухтубуж) |
Вид объекта | Памятник |
Датировка | 1914-1915 гг. |
Правоустанавливающие документы | Постановление главы администрации Костромской области от 30.12.1993 г. №598 «Об объявлении находящихся на территории Костромской области объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятниками истории и культуры», приложение 1 Постановление № 598 Приказ Минкультуры России_45381-р |
Современное значение | Религиозное. Не используется. |
Охранный статус | Объект культурного наследия регионального значения |
Техническое состояние | Неудовлетворительное |
Архитектор | Большаков Л.А. |
Один из поздних храмов Костромской области, сочетающий в своем облике черты русского стиля и модерна и отличающийся оригинальностью объемной композиции, конструкции, внутренней структуры и фасадного декора. В 1908 г. крестьяне Ухтубужской волости обратились в Костромскую епархию с ходатайством о разрешении построить в селе каменную церковь вместо старой. Последняя, также каменная, возведенная в 1806 г. и окруженная в 1886 г. каменной оградой, стояла у самой бровки высокого берега, подмываемого Унжей. Обследование, проведенное губернским архитектором Л. Требертом, показало, что в стенах храма появились трещины, а его колокольня наклонилась. Все заботы по возведению нового храма взял на себя местный землевладелец и церковный староста С.А. Калинин, сын московского купца Алексея Петровича Калинина, оставившего капитал на строительство церкви. В марте 1912 г. в губернском строительном отделении был рассмотрен и утвержден проект, составленный костромским архитектором Л.А. Большаковым. Наблюдение за строительством вел архитектор Философов, а с 1913 г. — гражданский инженер Савинич. Престолы имели те же названия, что и в старом храме — главный в честь Рождества Богородицы, а придельные Рождества Иоанна Предтечи и Макария Унженского. Церковь поставили на краю села, на широкой площади, открытой к высокому берегу Унжи. К настоящему времени утрачены завершения храма и колокольни, а также убранство интерьера. Объемно-пространственная композиция церкви построена по традиционной продольно-осевой схеме. Крупный, но невысокий четверик с пологой четырехскатной кровлей усложнен на центрах боковых фасадов ризалитами с лучковым завершением наподобие полуглавий, такие же полуглавия, но без ризалитов, существуют и на двух остальных фасадах. С востока к основному объему примыкает чуть более узкая и низкая алтарная часть с тремя полукруглыми апсидами, а с противоположной стороны — притвор, вытянутый вдоль западного фасада. Трехъярусная колокольня, высокий нижний четверик которой несет два восьмерика, фланкирована по сторонам двумя небольшими гранеными палатками, по высоте равными притвору. Структура фасадов здания и их декор ярко характеризуют творчество архитектора Большакова и не имеют
аналогов в культовом зодчестве Костромской области. Все объемы храма объединены невысоким цоколем и лентой поребрика, которая на апсидах, притворе и палатках колокольни служит фризом под профилированным венчающим карнизом, а на флангах четверика отделяет верхнюю часть стен, трактованную в виде слабо выраженной ниши, выложенной кирпичом, поставленным на ребро, что позволяет создать богатую игру светотени. На фоне этих ниш особенно эффектно выглядят полуциркульные архивольты высоких сдвоенных арочных окон, объединенные круглой филенкой и подчеркнутые по контуру кирпичной тягой. В ризалитах, прорезанных строенными окнами (над средним — круглая филенка), ниши имеют трехлопастную форму. Массивный многопрофильный карниз в завершении четверика дополнен мелкими сухариками. Окна в других частях храма имеют меньшую высоту, но ту же арочную форму и тип оформления — с полуциркульным архивольтом вверху и прямоугольной филенкой под подоконником. На боковых фасадах притвора они сдвоены, а на апсидах и в палатках колокольни одинарные. Нижний ярус колокольни интересен своими пониженными углами, благодаря чему создается переход от четверика к восьмерику. От второго он отделен широким многорядным карнизом с поясом ширинок. В оформлении второго яруса, прорезанного небольшими арочными окошками (на диагональных гранях ложными), использованы островерхие щипцы-вимперги, лопатки на ребрах и карниз. Арки звона в третьем ярусе украшены килевидными архивольтами, а ограждением площадки звона служат пластичные ширинки. Внутри просторное зальное пространство храма перекрыто системой бетонных крестовых сводов, выполненных по опалубке и опирающихся на четыре тонких высоких столба. В алтари, перекрытые коробовымисводами с конхами, ведут три арки. Аналогичные арки отделяют притвор с тремя крестовыми сводами. Нижний ярус колокольни также имеет крестовый свод, а палатки по бокам — конхи. Вероятно, интерьер окончательно отделан не был; стены покрыты известковой обмазкой, но не были оштукатурены. В окнах сохранились металлические решетки с фризами из квадрифолиев в нижней и верхней частях.
Лит.: Беляев, 1863, с. 300. ГАКО. Ф. 130. Oп. 4. Ед. хр. 3053. Лл. 1-22; Там же, Ф. 131. Oп. 2. Ед. хр. 4345. Лл. 1-9; Там же. Ф. 137. Oп. 1. Ед. хр. 697.