Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Церковь Рождества Богородицы, 1914-1915 гг.
Тип объекта Регионального значения
Местоположение Мантуровский район, д. Попово (с. Ухтубуж)
Вид объекта Памятник
Датировка 1914-1915 гг.
Правоустанавливающие документы Постановление главы администрации Костромской области от 30.12.1993 г. №598 «Об объявлении находящихся на территории Костромской области объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятниками истории и культуры», приложение 1 Постановление № 598 Приказ Минкультуры России_45381-р
Современное значение Религиозное. Не используется.
Охранный статус Объект культурного наследия регионального значения
Техническое состояние Неудовлетворительное
Архитектор Большаков Л.А.
Описание объекта

Один из поздних храмов Костромской области, сочетающий в своем облике чер­ты русского стиля и модерна и отличаю­щийся оригинальностью объемной компози­ции, конструкции, внутренней структуры и фасадного декора. В 1908 г. крестьяне Ухтубужской волости обратились в Кост­ромскую епархию с ходатайством о разре­шении построить в селе каменную церковь вместо старой. Последняя, также камен­ная, возведенная в 1806 г. и окруженная в 1886 г. каменной оградой, стояла у самой бровки высокого берега, подмываемого Унжей. Обследование, проведенное губерн­ским архитектором Л. Требертом, показа­ло, что в стенах храма появились трещи­ны, а его колокольня наклонилась. Все за­боты по возведению нового храма взял на себя местный землевладелец и церковный староста С.А. Калинин, сын московского купца Алексея Петровича Калинина, оста­вившего капитал на строительство церкви. В марте 1912 г. в губернском строительном отделении был рассмотрен и утвержден проект, составленный костромским архитек­тором Л.А. Большаковым. Наблюдение за строительством вел архитектор Философов, а с 1913 г. — гражданский инженер Савинич. Престолы имели те же названия, что и в старом храме — главный в честь Рож­дества Богородицы, а придельные Рожде­ства Иоанна Предтечи и Макария Унженского. Церковь поставили на краю села, на широкой площади, открытой к высокому берегу Унжи. К настоящему времени утра­чены завершения храма и колокольни, а также убранство интерьера. Объемно-пространственная композиция церкви построена по традиционной продольно-осевой схеме. Крупный, но невысокий четверик с пологой четырехскатной кров­лей усложнен на центрах боковых фасадов ризалитами с лучковым завершением напо­добие полуглавий, такие же полуглавия, но без ризалитов, существуют и на двух остальных фасадах. С востока к основному объему примыкает чуть более узкая и низ­кая алтарная часть с тремя полукруглыми апсидами, а с противоположной стороны — притвор, вытянутый вдоль западного фа­сада. Трехъярусная колокольня, высокий нижний четверик которой несет два восьмерика, фланкирована по сторонам двумя небольшими гранеными палатками, по вы­соте равными притвору. Структура фасадов здания и их декор ярко характеризуют творчество архитек­тора Большакова и не имеют

аналогов в культовом зодчестве Костромской области. Все объемы храма объединены невысоким цоколем и лентой поребрика, которая на апсидах, притворе и палатках колокольни служит фризом под профилированным вен­чающим карнизом, а на флангах четверика отделяет верхнюю часть стен, трактован­ную в виде слабо выраженной ниши, вы­ложенной кирпичом, поставленным на реб­ро, что позволяет создать богатую игру светотени. На фоне этих ниш особенно эффектно выглядят полуциркульные архи­вольты высоких сдвоенных арочных окон, объединенные круглой филенкой и подчер­кнутые по контуру кирпичной тягой. В ризалитах, прорезанных строенными окна­ми (над средним — круглая филенка), ниши имеют трехлопастную форму. Массивный многопрофильный карниз в завершении четверика дополнен мелкими сухариками. Окна в других частях храма имеют мень­шую высоту, но ту же арочную форму и тип оформления — с полуциркульным ар­хивольтом вверху и прямоугольной филен­кой под подоконником. На боковых фасадах притвора они сдвоены, а на апсидах и в палатках колокольни одинарные. Нижний ярус колокольни интересен своими понижен­ными углами, благодаря чему создается переход от четверика к восьмерику. От вто­рого он отделен широким многорядным кар­низом с поясом ширинок. В оформлении второго яруса, прорезанного небольшими арочными окошками (на диагональных гра­нях ложными), использованы островерхие щипцы-вимперги, лопатки на ребрах и кар­низ. Арки звона в третьем ярусе украшены килевидными архивольтами, а ограждени­ем площадки звона служат пластичные ширинки. Внутри просторное зальное пространство храма перекрыто системой бетонных крес­товых сводов, выполненных по опалубке и опирающихся на четыре тонких высоких столба. В алтари, перекрытые коробовымисводами с конхами, ведут три арки. Анало­гичные арки отделяют притвор с тремя крестовыми сводами. Нижний ярус коло­кольни также имеет крестовый свод, а палатки по бокам — конхи. Вероятно, ин­терьер окончательно отделан не был; сте­ны покрыты известковой обмазкой, но не были оштукатурены. В окнах сохранились металлические решетки с фризами из квадрифолиев в нижней и верхней частях.

Лит.: Беляев, 1863, с. 300. ГАКО. Ф. 130. Oп. 4. Ед. хр. 3053. Лл. 1-22; Там же, Ф. 131. Oп. 2. Ед. хр. 4345. Лл. 1-9; Там же. Ф. 137. Oп. 1. Ед. хр. 697.