Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Церковь Воскресения, 1796 г.
Тип объекта Регионального значения
Местоположение Костромская область, Антроповский р-н, с. Бувыкино (Антроповский р-н, Котельниковское с.п. уроч. Бувыкино)
Вид объекта Памятник
Датировка 1796 год
Правоустанавливающие документы Постановление главы администрации Костромской области от 30.12. 1993 г. № 598 «Об объявлении находящихся на территории Костромской области объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятниками истории и культуры», приложение 1 Постановление № 598 Приказ Минкультуры России_58172-р
Современное значение Религиозное
Охранный статус Объект культурного наследия регионального значения
Техническое состояние -
Архитектор -
Описание объекта

Яркий пример двухэтажной сельской цер­кви, выстроенной в характерных для ре­гиона запоздалых формах, переходных от барокко к раннему классицизму. Стоит в лесу, посреди кладбища. Построена около 1796 г. на средства помещика Александра Федоровича Илларионова (Ларионова). Во втором этаже размещался главный престол, в первом — два придела: Николая Чудот­ворца и Владимирской Божьей Матери. Ут­рачены наружная лестница во второй этаж и большая часть внутреннего убранства. Не сохранилась каменная ограда вокруг терри­тории храма. Церковь сложена из кирпича и оштукатурена. В компактной продольно-осевой компози­ции доминирует высокий четверик храма, увенчанный пятиглавием — восьмигранны­ми барабанами (средний световой крупнее глухих угловых) с луковичными главками, покрытыми металлической чешуей. К хра­му примыкают почти равные по величине более узкие объемы прямоугольных в пла­не алтаря (со скругленными углами) и тра­пезной. С запада к трапезной примыкает двухэтажный притвор, служащий основани­ем для двух ярусов-четвериков колокольни. Композицию последней завершет ярус-ре­зонатор с четырьмя плавно вогнутыми гра­нями и высокий шпиль. Фасады церкви с единообразным плоскостным декором обла­дают общими горизонтальными членениями. Два антаблемента — один между первым и вторым этажами, другой в завершении алтаря, трапезной и притвора, а также между окнами нижнего и верхнего света во вто­ром этаже храма — проходят непрерывны­ми поясами по периметру здания. Фланги всех объемов акцентированы в каждом эта­же сдвоенными пилястрами (ордер близок тосканскому), простенки проемов второго этажа оформлены одиночными, более ши­рокими пилястрами. Симметричные трехосе­вые фасады храма расчленены проемами с лучковыми перемычками. Боковое западное окно на первом этаже северного фасада от­сутствует, так как здесь располагалась на­ружная деревянная лестница (видны следы ее примыкания), ведшая ко входу второго этажа на средней оси стены. Проемы второго этажа заключены в рамочные наличники с ушами

и кисточками и увенчаны лучковы­ми профилированными сандриками. Во вто­ром этаже портал входа и наличники окон первого света выделены раскрепованными клинчатыми замками. Верхние окна сохра­нили рамы своеобразного рисунка (мотив тройных стрельчатых арок). Окна алтаря, трапезной (фасады в две оси) и притвора по форме и декору аналогичны проемам храма. Восточный фасад алтаря и запад­ ный притвора завершены пологим лучковым раскрепованным фронтоном. Над западным входом в притвор помещен квадратный киот.  Оба яруса колокольни прорезаны крупны­ми арочными проемами, которые в нижнем объеме фланкированы сдвоенными пиляст­рами, а в верхнем — одиночными. Ярус ре­зонатора имеет круглые окна. В первом этаже четверик храма пере­крыт полулотковым сводом с распалубка­ми, алтарь — коробовым сводом с тремя лотками на восточной стороне. В трапезной перекрытие того же типа, что и в храме. Последний сообщается с алтарем четырьмя узкими проемами, а с трапезной — одним широким арочным посередине и одним уз­ким с северной стороны. Во втором этаже четверик, завершенный сомкнутым сводом с круглым отверстием светового барабана. соединяется с алтарем и трапезной широки­ми арочными проемами. В алтаре — плоское перекрытие, в трапезной — коробовый свод. Деревянная лестница с первого на второй этаж находится в притворе. В первом этаж е сохранились фрагмен­ты масляной стенописи кон. 19 — нач. 20 в. В алтаре на восточной стене изображены «Тайная вечеря», «Моление о чаше» и «Не­сение креста», на своде — два ангела с ико­ной Богоматери и две фигуры святых (один из них — Николай Чудотворец). Стену и свод разделяет своеобразный гризайльный карниз с мутулами, показанными в силь­ном ракурсе, и с виноградными гроздьями. В храме уцелела лишь одна композиция («Христос в доме Марфы и Марии»?), распо­ложенная на западной стене южнее прохода в трапезную. Среди сильно поврежденной живописи трапезной различим только Спас Нерукотворный на лотке свода.

Лит.: Беляев, 1863, с. 318; ИИАК, 1909, с. 202, № 473; Баженов, 1911, с. 279; Бело­руков, 2000, с. 14.