Наименование объекта | Церковь Воскресения, 1796 г. |
---|---|
Тип объекта | Регионального значения |
Местоположение | Костромская область, Антроповский р-н, с. Бувыкино (Антроповский р-н, Котельниковское с.п. уроч. Бувыкино) |
Вид объекта | Памятник |
Датировка | 1796 год |
Правоустанавливающие документы | Постановление главы администрации Костромской области от 30.12. 1993 г. № 598 «Об объявлении находящихся на территории Костромской области объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятниками истории и культуры», приложение 1 Постановление № 598 Приказ Минкультуры России_58172-р |
Современное значение | Религиозное |
Охранный статус | Объект культурного наследия регионального значения |
Техническое состояние | - |
Архитектор | - |
Яркий пример двухэтажной сельской церкви, выстроенной в характерных для региона запоздалых формах, переходных от барокко к раннему классицизму. Стоит в лесу, посреди кладбища. Построена около 1796 г. на средства помещика Александра Федоровича Илларионова (Ларионова). Во втором этаже размещался главный престол, в первом — два придела: Николая Чудотворца и Владимирской Божьей Матери. Утрачены наружная лестница во второй этаж и большая часть внутреннего убранства. Не сохранилась каменная ограда вокруг территории храма. Церковь сложена из кирпича и оштукатурена. В компактной продольно-осевой композиции доминирует высокий четверик храма, увенчанный пятиглавием — восьмигранными барабанами (средний световой крупнее глухих угловых) с луковичными главками, покрытыми металлической чешуей. К храму примыкают почти равные по величине более узкие объемы прямоугольных в плане алтаря (со скругленными углами) и трапезной. С запада к трапезной примыкает двухэтажный притвор, служащий основанием для двух ярусов-четвериков колокольни. Композицию последней завершет ярус-резонатор с четырьмя плавно вогнутыми гранями и высокий шпиль. Фасады церкви с единообразным плоскостным декором обладают общими горизонтальными членениями. Два антаблемента — один между первым и вторым этажами, другой в завершении алтаря, трапезной и притвора, а также между окнами нижнего и верхнего света во втором этаже храма — проходят непрерывными поясами по периметру здания. Фланги всех объемов акцентированы в каждом этаже сдвоенными пилястрами (ордер близок тосканскому), простенки проемов второго этажа оформлены одиночными, более широкими пилястрами. Симметричные трехосевые фасады храма расчленены проемами с лучковыми перемычками. Боковое западное окно на первом этаже северного фасада отсутствует, так как здесь располагалась наружная деревянная лестница (видны следы ее примыкания), ведшая ко входу второго этажа на средней оси стены. Проемы второго этажа заключены в рамочные наличники с ушами
и кисточками и увенчаны лучковыми профилированными сандриками. Во втором этаже портал входа и наличники окон первого света выделены раскрепованными клинчатыми замками. Верхние окна сохранили рамы своеобразного рисунка (мотив тройных стрельчатых арок). Окна алтаря, трапезной (фасады в две оси) и притвора по форме и декору аналогичны проемам храма. Восточный фасад алтаря и запад ный притвора завершены пологим лучковым раскрепованным фронтоном. Над западным входом в притвор помещен квадратный киот. Оба яруса колокольни прорезаны крупными арочными проемами, которые в нижнем объеме фланкированы сдвоенными пилястрами, а в верхнем — одиночными. Ярус резонатора имеет круглые окна. В первом этаже четверик храма перекрыт полулотковым сводом с распалубками, алтарь — коробовым сводом с тремя лотками на восточной стороне. В трапезной перекрытие того же типа, что и в храме. Последний сообщается с алтарем четырьмя узкими проемами, а с трапезной — одним широким арочным посередине и одним узким с северной стороны. Во втором этаже четверик, завершенный сомкнутым сводом с круглым отверстием светового барабана. соединяется с алтарем и трапезной широкими арочными проемами. В алтаре — плоское перекрытие, в трапезной — коробовый свод. Деревянная лестница с первого на второй этаж находится в притворе. В первом этаж е сохранились фрагменты масляной стенописи кон. 19 — нач. 20 в. В алтаре на восточной стене изображены «Тайная вечеря», «Моление о чаше» и «Несение креста», на своде — два ангела с иконой Богоматери и две фигуры святых (один из них — Николай Чудотворец). Стену и свод разделяет своеобразный гризайльный карниз с мутулами, показанными в сильном ракурсе, и с виноградными гроздьями. В храме уцелела лишь одна композиция («Христос в доме Марфы и Марии»?), расположенная на западной стене южнее прохода в трапезную. Среди сильно поврежденной живописи трапезной различим только Спас Нерукотворный на лотке свода.
Лит.: Беляев, 1863, с. 318; ИИАК, 1909, с. 202, № 473; Баженов, 1911, с. 279; Белоруков, 2000, с. 14.