Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Церковь Воскресения, 1809 г.
Тип объекта Регионального значения
Местоположение Костромская область, Антроповский р-н, Понизовская с.а., с. Понизье
Вид объекта Памятник
Датировка 1809 год
Правоустанавливающие документы Постановление губернатора Костромской области от 03.02. 2005г. № 38 «Об отнесении находящихся на территории Костромской области объектов, представляющих историко-культурную ценность, к объектам культурного наследия регионального значения» Постановление № 38 Приказ Минкультуры России_61751-р
Современное значение Религиозное
Охранный статус Объект культурного наследия регионального значения
Техническое состояние -
Архитектор -
Описание объекта

Пример культового здания с лаконичным фасадным декором в стиле провинциального классицизма и незначительными реминис­ценциями барокко, влияние которого отра­зилось лишь в архитектуре нижнего яру­са колокольни. Выделяется нетрадиционной композицией основного объема. Село Пони­зье известно с 1613 г., когда оно входило в состав Шебальской волости, принадлежав­шей великой государыне, инокине Марфе — матери царя Михаила Федоровича. В 1638 г. Понизье вместе с окружающими земля­ми было отдано в вотчину князю Алексею Михайловичу Львову — воеводе и видному дипломату 1-й пол. 17 в., близкому ко дво­ру Михаила Федоровича, а впоследствии ко двору его сына Алексея Михайловича. В 1-й четв. 18 в. владельцем села являлся князь Михаил Федорович Шаховской, бывший в молодости стольником царя Ивана Алексее­вича. В 1722 г. М.Ф. Шаховской выстроил в Понизье двухэтажную деревянную церковь с престолами Воскресения Христова и Ни­колая Чудотворца, которая сгорела в 1808 г. Взамен нее в 1809 г. началось сооружение существующей ныне каменной церкви. Над ее основным объемом первоначально возвы­шалась купольная световая ротонда, завер­шавшаяся пятиглавием. В приделах храма и трапезной находились престолы Рождества Богоматери, Николая Чудотворца, Макария Унженского и Косьмы и Дамиана. Окружа­ющая церковь территория была обнесена кирпичной оградой (не сохр.). Кирпичная, оштукатуренная и побеленная церковь расположена на восточной окраине села и обращена к улице южным фасадом. В нескольких десятках метров восточнее храма начинается пологий склон к щирокой пойме р. Ингирь. К настоящему вре­мени разрушена ротонда храма и верхние части кладки западных столбов. Кровли и перекрытия находятся в аварийном состоя­нии. Наружная штукатурка и детали декора осыпаются. Настенная живопись и иконос­тасы сохранились фрагментарно. Основой композиции здания является широкий, ориентированный по поперечной оси, двусветный четверик с пониженными угловыми частями, включающий собственно храм и два равновеликих придела по сто­ронам. С востока к нему примыкает полу­круглая в плане апсида, с запада — двух­ придельная трапезная и колокольня. По ширине апсида и трапезная уступают чет­верику основного объема, а по высоте они равны между собой. Невысокая колокольня состоит из массивного четверика нижнего яруса, несущего ступенчатый полуярус и относительно небольшой ярус звона, завер­шенный пучинистой крышей со шпилем на квадратном трибуне. Повышенная средняя часть основного объема выделена на бо­ковых фасадах четырехколонными порти­ками тосканского ордера с расширенными центральными интерколумниями. Колонны портиков поддерживают сильно раскрепованные антаблементы с профилированными

карнизами несколько огрубленного рисунка, завершенные треугольными фронтонами. В центре фасадов помещены дверные проемы с двумя прямоугольными окнами по сторо­нам и большие полукруглые окна второго света, украшенные в перемычках широки­ ми трехчастными замковыми камнями. На пониженных угловых частях четверика сте­ны завершены карнизами с поясами сту­пенчатых кронштейнов, продолжающимися на апсиде и трапезной. На апсиде фасады обработаны пилястрами, поставленными в простенках окон. На трапезной пилястрами закреплены западные углы. Прямоугольные окна объединены в уровне подоконников гладкой полкой. На колокольне ярусы раз­делены карнизами огрубленного рисунка. Нижний ярус колокольни завершен боль­шими лучковыми фронтонами. На западном фасаде находится высокий арочный двер­ной проем, которому на боковых фасадах соответствуют такие же ниши. В полуярусе сделаны полукруглые окна. Фасады верхнего яруса, прорезанного арками звона, обрабо­таны пилястровыми портиками с пологими треугольными фронтонами. Внутреннее пространство основного объ­ема формируют два столба, поставленные в западной части, и два пилона, размещенные в восточной части. С помощью подпружных арок и парусов они поддерживали ротонду, возвышавшуюся над храмом. Западная часть храма перекрыта полулотковым сводом, ап­сида — конхой. В приделах храма — плоские потолки, отделенные подпружными арками от пониженных торцовых ячеек, перекры­тых лотковыми сводами. Трапезная пере­крыта системой крестовых и полулотковых сводов, опирающихся на подпружные арки, перекинутые между пристенными пилонами и двумя крещатыми столбами, сдвинутыми от поперечной оси к востоку. Нижний ярус колокольни имеет коробовый свод с распа­лубкой на южной стороне. У северной сте­ны установлена деревянная лестница, ве­дущая к звону. В южном приделе храма сохранились не­ значительные фрагменты клеевой живописи, видимо, относящейся к сер. 19 в. и пропи­санной впоследствии маслом. В люнете на южной стене помещены ветхозаветные и но­возаветные символы, в перекрытии — фраг­мент композиции в гризайльном обрамлении, сюжет которой не читается. В конхе апси­ды изображен Спас Эммануил. В алтарях приделов храма уцелела масляная живопись кон. 19 в., посвященная сюжетам страстного цикла. В южном приделе на восточной стене изображено «Взятие Христа под стражу», на южной стене — «Христос перед Каиафой» и «Бичевание Христа». На восточной стене северного придела сохранилась композиция «Христос в темнице». Подпружные арки в храме и трапезной расписаны несложными орнаментами в виде плетенки, характерны­ ми для кон. 19 в.

Лит.: Беляев, 1863, с. 71; ИИАК, 1909, с. 159, № 240; Баженов, 1911, с. 81; Дво­рянские роды, 1993, с. 264, 275; Белоруков, 2000, с. 19.