Наименование объекта | Церковь Воскресения, 1809 г. |
---|---|
Тип объекта | Регионального значения |
Местоположение | Костромская область, Антроповский р-н, Понизовская с.а., с. Понизье |
Вид объекта | Памятник |
Датировка | 1809 год |
Правоустанавливающие документы | Постановление губернатора Костромской области от 03.02. 2005г. № 38 «Об отнесении находящихся на территории Костромской области объектов, представляющих историко-культурную ценность, к объектам культурного наследия регионального значения» Постановление № 38 Приказ Минкультуры России_61751-р |
Современное значение | Религиозное |
Охранный статус | Объект культурного наследия регионального значения |
Техническое состояние | - |
Архитектор | - |
Пример культового здания с лаконичным фасадным декором в стиле провинциального классицизма и незначительными реминисценциями барокко, влияние которого отразилось лишь в архитектуре нижнего яруса колокольни. Выделяется нетрадиционной композицией основного объема. Село Понизье известно с 1613 г., когда оно входило в состав Шебальской волости, принадлежавшей великой государыне, инокине Марфе — матери царя Михаила Федоровича. В 1638 г. Понизье вместе с окружающими землями было отдано в вотчину князю Алексею Михайловичу Львову — воеводе и видному дипломату 1-й пол. 17 в., близкому ко двору Михаила Федоровича, а впоследствии ко двору его сына Алексея Михайловича. В 1-й четв. 18 в. владельцем села являлся князь Михаил Федорович Шаховской, бывший в молодости стольником царя Ивана Алексеевича. В 1722 г. М.Ф. Шаховской выстроил в Понизье двухэтажную деревянную церковь с престолами Воскресения Христова и Николая Чудотворца, которая сгорела в 1808 г. Взамен нее в 1809 г. началось сооружение существующей ныне каменной церкви. Над ее основным объемом первоначально возвышалась купольная световая ротонда, завершавшаяся пятиглавием. В приделах храма и трапезной находились престолы Рождества Богоматери, Николая Чудотворца, Макария Унженского и Косьмы и Дамиана. Окружающая церковь территория была обнесена кирпичной оградой (не сохр.). Кирпичная, оштукатуренная и побеленная церковь расположена на восточной окраине села и обращена к улице южным фасадом. В нескольких десятках метров восточнее храма начинается пологий склон к щирокой пойме р. Ингирь. К настоящему времени разрушена ротонда храма и верхние части кладки западных столбов. Кровли и перекрытия находятся в аварийном состоянии. Наружная штукатурка и детали декора осыпаются. Настенная живопись и иконостасы сохранились фрагментарно. Основой композиции здания является широкий, ориентированный по поперечной оси, двусветный четверик с пониженными угловыми частями, включающий собственно храм и два равновеликих придела по сторонам. С востока к нему примыкает полукруглая в плане апсида, с запада — двух придельная трапезная и колокольня. По ширине апсида и трапезная уступают четверику основного объема, а по высоте они равны между собой. Невысокая колокольня состоит из массивного четверика нижнего яруса, несущего ступенчатый полуярус и относительно небольшой ярус звона, завершенный пучинистой крышей со шпилем на квадратном трибуне. Повышенная средняя часть основного объема выделена на боковых фасадах четырехколонными портиками тосканского ордера с расширенными центральными интерколумниями. Колонны портиков поддерживают сильно раскрепованные антаблементы с профилированными
карнизами несколько огрубленного рисунка, завершенные треугольными фронтонами. В центре фасадов помещены дверные проемы с двумя прямоугольными окнами по сторонам и большие полукруглые окна второго света, украшенные в перемычках широки ми трехчастными замковыми камнями. На пониженных угловых частях четверика стены завершены карнизами с поясами ступенчатых кронштейнов, продолжающимися на апсиде и трапезной. На апсиде фасады обработаны пилястрами, поставленными в простенках окон. На трапезной пилястрами закреплены западные углы. Прямоугольные окна объединены в уровне подоконников гладкой полкой. На колокольне ярусы разделены карнизами огрубленного рисунка. Нижний ярус колокольни завершен большими лучковыми фронтонами. На западном фасаде находится высокий арочный дверной проем, которому на боковых фасадах соответствуют такие же ниши. В полуярусе сделаны полукруглые окна. Фасады верхнего яруса, прорезанного арками звона, обработаны пилястровыми портиками с пологими треугольными фронтонами. Внутреннее пространство основного объема формируют два столба, поставленные в западной части, и два пилона, размещенные в восточной части. С помощью подпружных арок и парусов они поддерживали ротонду, возвышавшуюся над храмом. Западная часть храма перекрыта полулотковым сводом, апсида — конхой. В приделах храма — плоские потолки, отделенные подпружными арками от пониженных торцовых ячеек, перекрытых лотковыми сводами. Трапезная перекрыта системой крестовых и полулотковых сводов, опирающихся на подпружные арки, перекинутые между пристенными пилонами и двумя крещатыми столбами, сдвинутыми от поперечной оси к востоку. Нижний ярус колокольни имеет коробовый свод с распалубкой на южной стороне. У северной стены установлена деревянная лестница, ведущая к звону. В южном приделе храма сохранились не значительные фрагменты клеевой живописи, видимо, относящейся к сер. 19 в. и прописанной впоследствии маслом. В люнете на южной стене помещены ветхозаветные и новозаветные символы, в перекрытии — фрагмент композиции в гризайльном обрамлении, сюжет которой не читается. В конхе апсиды изображен Спас Эммануил. В алтарях приделов храма уцелела масляная живопись кон. 19 в., посвященная сюжетам страстного цикла. В южном приделе на восточной стене изображено «Взятие Христа под стражу», на южной стене — «Христос перед Каиафой» и «Бичевание Христа». На восточной стене северного придела сохранилась композиция «Христос в темнице». Подпружные арки в храме и трапезной расписаны несложными орнаментами в виде плетенки, характерны ми для кон. 19 в.
Лит.: Беляев, 1863, с. 71; ИИАК, 1909, с. 159, № 240; Баженов, 1911, с. 81; Дворянские роды, 1993, с. 264, 275; Белоруков, 2000, с. 19.