Наименование объекта | Церковь Воскресения, 1822 г. |
---|---|
Тип объекта | Регионального значения |
Местоположение | Костромская область, Антроповский р-н, с. Стайново |
Вид объекта | Памятник |
Датировка | 1822 год |
Правоустанавливающие документы | Постановление главы администрации Костромской области от 30.12. 1993 г. № 598 «Об объявлении находящихся на территории Костромской области объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятниками истории и культуры», приложение 1 Постановление № 598 Приказ Минкультуры России_60020-р |
Современное значение | Религиозное |
Охранный статус | Объект культурного наследия регионального значения |
Техническое состояние | - |
Архитектор | - |
Характерны й для костромских земель пример сельской приходской церкви в стиле зрелого классицизма, сохраняющей при этом отдельные черты барокко в композиции и декоре. Стоит посреди кладбища, село не сохранилось. Церковь Воскресения Словущего (Обновления Храма Господня) с двумя приделами — один Благовещения, другой Ильи Пророка и Николая Чудотворца — сооружена около 1822 г. на средства прихожан. Западная часть трапезной, возможно, пристроена несколько позднее — в сер. 19 в. Колокольня возведена, предположительно, в нач. 20 в. вместо первоначальной. Утрачена главка храма и большая часть колокольни; заложены окна второго света и люкарны храма, прорублены окна во фронтонах и два входных проема на фасадах трапезной; обрушилось плоское пере-крытие трапезной; почти полностью утрачено убранство интерьера. Кирпичные стены здания побелены по кладке. Продольно-осевая трехчастная композиция церкви традиционна. Храм типа восьмерик на четверике имеет более узкий прямоугольный в плане алтарь с сильно скругленными углами. Двусветный четверик несет глухой восьмерик с более узкими диагональными гранями, над которым возвышается восьмидольная кровля с люкарнами по странам света. Восьмигранный световой барабан также имеет более узкие диагональные стороны. К храму примыкает более широкая прямоугольная в плане трапезная со скругленными восточными углами. От колокольни уцелел только нижний ярус-четверик. Фасады основного объема храма в три оси проемов оформлены четырехпилястровым портиком с треугольным фронтоном, закрывающим основание восьмерика. Пилястры — упрощенного тосканского ордера, карниз фронтона состоит из одного четвертного вала и нескольких полочек. Прямоугольные окна первого света и входной проем между ними заглублены в ниши-четверти, окна второго света квадратные. Восьмерик завершен неполным антаблементом с гладким фризом и карнизом с упрощенным набором обломов. Люкарны с вогнутыми боковыми сторонами и круглыми проемами завершены лучковыми сандриками. Барабан прорезан арочными окошками на основных гранях, а на диагональных оформлен филенчатыми пилястрами, опирающимися на волюты. Стены алтаря расчленены прямо угольными окнами (на скруглениях — ложными), аналогичными
нижним проемам храма. На восточном фасаде окно фланкируют более узкие ложные окна. Над всеми проемами помещены прямоугольные или квадратные филенки. Более сложными композицией и декором отличаются фасады трапезной с несимметричной структурой. Основная часть фасадов между скруглением и западным ризалитом выделена на флангах ленточным рустом, а посередине слегка выступает ризалит с тремя прямоугольными окнами, общая композиция которых напоминает серлиану. Более широкий средний и узкие боковые проемы разделены пилястрами. Над первым расположена полукруглая ниша с клинчатым замком, над последними — овальные нишки. Внизу проемы объединены прямоугольной горизонтальной нишей с ромбической накладкой. Над двумя окнами западного ризалита помещены полукруглые ниши с замками, а над окном в скруглении — прямоугольная филенка. Все части фасадов трапезной объединены сверху высокой глухой полосой стены, воспринимающейся как аттик и завершенной ступенчатым карнизом. Нижний ярус колокольни с крупным арочным проемом на западе и такими же нишами на юге и севере оформлен сдвоенными пилястрами. Бесстолпный храм перекрыт сомкнутым восьмилотковым сводом с круглыми отверстиями барабана и люкарн. При переходе от четверика к восьмерику выложены тромпы. Широкий арочный проем ведет из храма в алтарь, перекрытый коробовым сводом, более узкая арка связывает храм с трапезной. В ее обширном помещении четыре попарно сгруппированных квадратных в сечении столба поддерживали потолок (не сохранился). Окна, в основной части сгруппированные по три, в западной — по два, заглублены в широкую арочную нишу. В первом ярусе колокольни — крестовый свод. В храме и алтаре сохранились фрагменты монументальной живописи (2-й пол. 19 в.?). На своде алтаря изображено небо с херувимами, а в центре — Саваоф в круглом тянутом обрамлении. Над северным окном — Богоматерь. Свод храма, в основании которого проходит тянутый карниз, занимает круговая композиция с архангелами. На тромпах в круглых медальонах изображены евангелисты. На стенах четверика в простенках между окнами, а также по сторонам западного проема помещены фигуры святых архиереев (на западной стене — парные).
Лит.: Беляев, 1863, с. 91; ИИАК, 1909, с. 167, М 298; Баженов, 1911, с. 108.