Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Церковь Воскресения, 1822 г.
Тип объекта Регионального значения
Местоположение Костромская область, Антроповский р-н, с. Стайново
Вид объекта Памятник
Датировка 1822 год
Правоустанавливающие документы Постановление главы администрации Костромской области от 30.12. 1993 г. № 598 «Об объявлении находящихся на территории Костромской области объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятниками истории и культуры», приложение 1 Постановление № 598 Приказ Минкультуры России_60020-р
Современное значение Религиозное
Охранный статус Объект культурного наследия регионального значения
Техническое состояние -
Архитектор -
Описание объекта

Характерны й для костромских земель пример сельской приходской церкви в сти­ле зрелого классицизма, сохраняющей при этом отдельные черты барокко в композиции и декоре. Стоит посреди кладбища, село не сохранилось. Церковь Воскресения Словущего (Обновления Храма Господня) с двумя приделами — один Благовещения, другой Ильи Пророка и Николая Чудотвор­ца — сооружена около 1822 г. на средства прихожан. Западная часть трапезной, воз­можно, пристроена несколько позднее — в сер. 19 в. Колокольня возведена, предпо­ложительно, в нач. 20 в. вместо первона­чальной. Утрачена главка храма и большая часть колокольни; заложены окна второго света и люкарны храма, прорублены окна во фронтонах и два входных проема на фа­садах трапезной; обрушилось плоское пере-крытие трапезной; почти полностью утраче­но убранство интерьера. Кирпичные стены здания побелены по кладке. Продольно-осевая трехчастная компози­ция церкви традиционна. Храм типа вось­мерик на четверике имеет более узкий прямоугольный в плане алтарь с сильно скругленными углами. Двусветный четве­рик несет глухой восьмерик с более узки­ми диагональными гранями, над которым возвышается восьмидольная кровля с люкарнами по странам света. Восьмигранный световой барабан также имеет более узкие диагональные стороны. К храму примыкает более широкая прямоугольная в плане тра­пезная со скругленными восточными угла­ми. От колокольни уцелел только нижний ярус-четверик. Фасады основного объема храма в три оси проемов оформлены четырехпилястровым портиком с треугольным фронтоном, закрывающим основание восьмерика. Пи­лястры — упрощенного тосканского ордера, карниз фронтона состоит из одного чет­вертного вала и нескольких полочек. Пря­моугольные окна первого света и входной проем между ними заглублены в ниши-чет­верти, окна второго света квадратные. Вось­мерик завершен неполным антаблементом с гладким фризом и карнизом с упрощенным набором обломов. Люкарны с вогнутыми бо­ковыми сторонами и круглыми проемами завершены лучковыми сандриками. Барабан прорезан арочными окошками на основных гранях, а на диагональных оформлен фи­ленчатыми пилястрами, опирающимися на волюты. Стены алтаря расчленены прямо­ угольными окнами (на скруглениях — ложными), аналогичными

нижним проемам хра­ма. На восточном фасаде окно фланкируют более узкие ложные окна. Над всеми про­емами помещены прямоугольные или квад­ратные филенки. Более сложными компо­зицией и декором отличаются фасады тра­пезной с несимметричной структурой. Ос­новная часть фасадов между скруглением и западным ризалитом выделена на флангах ленточным рустом, а посередине слегка вы­ступает ризалит с тремя прямоугольными окнами, общая композиция которых напо­минает серлиану. Более широкий средний и узкие боковые проемы разделены пиляс­трами. Над первым расположена полукруг­лая ниша с клинчатым замком, над пос­ледними — овальные нишки. Внизу проемы объединены прямоугольной горизонтальной нишей с ромбической накладкой. Над двумя окнами западного ризалита помещены по­лукруглые ниши с замками, а над окном в скруглении — прямоугольная филенка. Все части фасадов трапезной объединены сверху высокой глухой полосой стены, воспринима­ющейся как аттик и завершенной ступен­чатым карнизом. Нижний ярус колокольни с крупным арочным проемом на западе и такими же нишами на юге и севере офор­млен сдвоенными пилястрами. Бесстолпный храм перекрыт сомкнутым восьмилотковым сводом с круглыми отверс­тиями барабана и люкарн. При переходе от четверика к восьмерику выложены тромпы. Широкий арочный проем ведет из храма в алтарь, перекрытый коробовым сводом, бо­лее узкая арка связывает храм с трапезной. В ее обширном помещении четыре попар­но сгруппированных квадратных в сечении столба поддерживали потолок (не сохранил­ся). Окна, в основной части сгруппированные по три, в западной — по два, заглублены в широкую арочную нишу. В первом ярусе колокольни — крестовый свод. В храме и алтаре сохранились фрагмен­ты монументальной живописи (2-й пол. 19 в.?). На своде алтаря изображено небо с херувимами, а в центре — Саваоф в круг­лом тянутом обрамлении. Над северным ок­ном — Богоматерь. Свод храма, в основании которого проходит тянутый карниз, зани­мает круговая композиция с архангелами. На тромпах в круглых медальонах изоб­ражены евангелисты. На стенах четверика в простенках между окнами, а также по сторонам западного проема помещены фи­гуры святых архиереев (на западной сте­не — парные).

Лит.: Беляев, 1863, с. 91; ИИАК, 1909, с. 167, М 298; Баженов, 1911, с. 108.