Наименование объекта | Никольская церковь, 1858 г. |
---|---|
Тип объекта | Регионального значения |
Местоположение | Мантуровский район, д. Ивановское (с. Турлиево) |
Вид объекта | Памятник |
Датировка | 1858 год |
Правоустанавливающие документы | Постановление главы администрации Костромской области от 30.12.1993 г. №598 «Об объявлении находящихся на территории Костромской области объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятниками истории и культуры», приложение 1 Постановление № 598 Приказ Минкультуры России_45205-р |
Современное значение | - |
Охранный статус | Объект культурного наследия регионального значения |
Техническое состояние | Неудовлетворительное |
Архитектор | - |
Пример провинциального приходского храма периода эклектики, в упрощенном фасадном декоре которого присутствуют элементы, восходящие к традициям 17 столетия и барокко. Церковь с престолом Николая Чудотворца и двумя приделами в трапезной — Ильи Пророка и Дмитрия Мироточивого — возведена в 1857 г. В кон. 19 в. с северной стороны колокольни была пристроена небольщая палатка. Церковь расположена на кладбище в 500-х метрах западнее д. Ивановское, на месте починка Турлиево, известного с 17 в. После сооружения здесь в 1656 г. деревянной Никольской церкви починок стал именоваться погостом, а потом селом, носившем двойное название — Никольское-Турлиево (Николь-кое что в Турлееве). В нач. 18 в. оно являлось центром вотчины, принадлежавшей князю С.М. Козловскому. В качестве приданого за его дочерью владение перешло к В. Дмитриеву-Мамонову, потом досталось его зятю И.А. Фонвизину, а затем передавалось по наследству его потомкам. В кон. 18 в. владельцем имения являлся знаменитый писатель Денис Иванович Фонвизин, в 1-й пол. 19 в. — его племянник, декабрист Михаил Александрович. Последняя владелица Турлиева Анна Дмитриевна Фонвизина скончалась в 1854 г.
Кирпичные стены храма сохранили следы известковой обмазки, побелки и штука турки. Церковь имеет традиционную трехчастную продольно-осевую композицию. Собственно храм представляет собой по- барочному тяжеловесный кубический четверик, который завершала глава на цилиндрическом световом барабане. С востока к нему примыкает более
низкая и узкая апсида, прямоугольная в плане, с запада — трапезная, несколько превышающая его по ширине. Композицию замыкает невысокая четырехгранная двухъярусная колокольня, завершенная кровлей барочных очертаний, которую венчает деревянный шпиль на квадратном в плане основании с волютообразными выступами на углах. Стены храмового четверика, обработанные на углах огибающими лопатками и расчлененные в уровне окон второго света простейшим карнизом, на боковых фасадах имеют по три оси проемов. Внизу расположены прямоугольные дверные проемы и фланкирующие их окна, обведенные рамочными наличниками, завершенными полу-циркульными архивольтами. Во втором свете помещены круглые окна, строгие обрамления которых дополнены вверху килями. На фасадах апсиды и трапезной, получивших дробную структуру с плоскими раскреповками, окна оформлены аналогично проемам первого света храма. Ярусы колокольни, прорезанные высокими арочными проемами, разделены поясом крупных квадратных ширинок. Арки звона на втором ярусе фланкированы парными пилястрами. Четверик храма, связанный с апсидой и трапезной арочными проходами, перекрытчетырехдольным сомкнутым сводом со световым отверстием в шелыге. Апсида перекрыта полулотковым сводом, двустолпная трапезная — системой низких коробовых сводов. Ярусы колокольни и палатка, при мыкающая к ней с северной стороны, имеют плоские перекрытия.
Лит.: Беляев, 1863, с. 299; Баженов, 1911, с. 348; Белоруков, 2000, с. 208-209. ГАКО. Ф. 130. Б /ш . Ед. хр. 85. Л. 77.