Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Никольская церковь, 1858 г.
Тип объекта Регионального значения
Местоположение Мантуровский район, д. Ивановское (с. Турлиево)
Вид объекта Памятник
Датировка 1858 год
Правоустанавливающие документы Постановление главы администрации Костромской области от 30.12.1993 г. №598 «Об объявлении находящихся на территории Костромской области объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятниками истории и культуры», приложение 1 Постановление № 598 Приказ Минкультуры России_45205-р
Современное значение -
Охранный статус Объект культурного наследия регионального значения
Техническое состояние Неудовлетворительное
Архитектор -
Описание объекта

Пример провинциального приходского храма периода эклектики, в упрощенном фасадном декоре которого присутствуют элементы, восходящие к традициям 17 сто­летия и барокко. Церковь с престолом Ни­колая Чудотворца и двумя приделами в трапезной — Ильи Пророка и Дмитрия Мироточивого — возведена в 1857 г. В кон. 19 в. с северной стороны колокольни была пристроена небольщая палатка. Церковь рас­положена на кладбище в 500-х метрах за­паднее д. Ивановское, на месте починка Турлиево, известного с 17 в. После соору­жения здесь в 1656 г. деревянной Никольс­кой церкви починок стал именоваться пого­стом, а потом селом, носившем двойное название — Никольское-Турлиево (Николь-кое что в Турлееве). В нач. 18 в. оно яв­лялось центром вотчины, принадлежавшей князю С.М. Козловскому. В качестве прида­ного за его дочерью владение перешло к В. Дмитриеву-Мамонову, потом досталось его зятю И.А. Фонвизину, а затем переда­валось по наследству его потомкам. В кон. 18 в. владельцем имения являлся знамени­тый писатель Денис Иванович Фонвизин, в 1-й пол. 19 в. — его племянник, декабрист Михаил Александрович. Последняя владе­лица Турлиева Анна Дмитриевна Фонвизи­на скончалась в 1854 г.

Кирпичные стены храма сохранили сле­ды известковой обмазки, побелки и штука­ турки. Церковь имеет традиционную трех­частную продольно-осевую композицию. Собственно храм представляет собой по- барочному тяжеловесный кубический чет­верик, который завершала глава на цилиндрическом световом барабане. С востока к нему примыкает более

низкая и узкая ап­сида, прямоугольная в плане, с запада — трапезная, несколько превышающая его по ширине. Композицию замыкает невысокая четырехгранная двухъярусная колокольня, завершенная кровлей барочных очертаний, которую венчает деревянный шпиль на квадратном в плане основании с волютооб­разными выступами на углах. Стены храмового четверика, обработан­ные на углах огибающими лопатками и расчлененные в уровне окон второго света простейшим карнизом, на боковых фасадах имеют по три оси проемов. Внизу располо­жены прямоугольные дверные проемы и фланкирующие их окна, обведенные рамоч­ными наличниками, завершенными полу-­циркульными архивольтами. Во втором све­те помещены круглые окна, строгие об­рамления которых дополнены вверху киля­ми. На фасадах апсиды и трапезной, полу­чивших дробную структуру с плоскими раскреповками, окна оформлены аналогич­но проемам первого света храма. Ярусы колокольни, прорезанные высокими ароч­ными проемами, разделены поясом круп­ных квадратных ширинок. Арки звона на втором ярусе фланкированы парными пи­лястрами. Четверик храма, связанный с апсидой и трапезной арочными проходами, перекрытчетырехдольным сомкнутым сводом со све­товым отверстием в шелыге. Апсида пере­крыта полулотковым сводом, двустолпная трапезная — системой низких коробовых сводов. Ярусы колокольни и палатка, при­ мыкающая к ней с северной стороны, име­ют плоские перекрытия.

Лит.: Беляев, 1863, с. 299; Баженов, 1911, с. 348; Белоруков, 2000, с. 208-209. ГАКО. Ф. 130. Б /ш . Ед. хр. 85. Л. 77.