Наименование объекта | Успенская церковь, 1818 г. |
---|---|
Тип объекта | Регионального значения |
Местоположение | Костромская область, Антроповский р-н, с. Лежнево (Антроповский р-н, Котельниковское с.п., с. Лежнево) |
Вид объекта | Памятник |
Датировка | 1818 год |
Правоустанавливающие документы | Постановление главы администрации Костромской области от 30.12. 1993 г. № 598 «Об объявлении находящихся на территории Костромской области объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятниками истории и культуры», приложение 1 Постановление № 598 Приказ Минкультуры России_38463-р |
Современное значение | Религиозное |
Охранный статус | Объект культурного наследия регионального значения |
Техническое состояние | - |
Архитектор | - |
Интересный пример приходского храма с несколько архаической для своего времени объемной композицией, восходящей к барокко, и классицистическим декором. Особый интерес представляет его стенопись, отличающаяся оригинальностью сюжетов и своеобразием живописной манеры. Успенская церковь с приделами Рождества Иоанна Предтечи и Ильи Пророка возведена в 1818 г. на средства помещицы Прасковьи Никитичны Радиловой. Во 2-й пол. 19 в. трапезная была надложена с устройством окон второго света и расширена к западу, включив в свой объем колокольню. Ныне плоское перекрытие трапезной обрушилось, утрачены гуськовые кровли храмового четверика и алтаря, луковичная чешуйчатая главка церкви и шпиль колокольни, разобран портик перед северным входом в храм. Кирпичные стены фрагментарно сохранили первоначальную штукатурку фасадов. Церковь расположена на восточной окраине села перед широким полем, окруженным перелесками. Продольно-осевая композиция здания состоит из храма типа восьмерик на четверике, зауженного низкого алтаря прямоугольной в плане формы со скругленными углами и более широкой двусветной трапезной. Над двускатной кровлей в ее западной части возвышаются два верхних четверика четырехъярусной колокольни. Восточные углы трапезной скруглены. Все объемы связаны невысоким цоколем, ограниченным полувалом. Довольно приземистый четверик завершен многопрофильным карнизом со ступенчатыми консольками, переходящим на апсиду. Над карнизом возвышается не высокий глухой аттиковый ярус, на фоне которого на южном фасаде особенно рельефно выступает треугольный фронтон со хранившегося четырехколонного тосканского портика с расширенным центральным интерколумнием. Фланги четверика отмечены тосканскими пилястрами, поставленными со значительным отступом от углов. Над прямоугольным входным проемом помещена небольшая нишка-киот, два высоких прямоугольных окна по сторонам входа окружены вдавленными рамками-четвертями и отмечены треугольными сандриками. Тяжелая полка в основании окон восьмерика делит его на два яруса. Все проемы здесь выделены легкими раскреповками, играющими роль своеобразных наличников с антаблементами над горизонталью перемычки. Эту композицию дополняют нишки, полуциркульные над всеми окнами и круглые — под окнами основных граней. Многопрофильный карниз восьмерика, как и в четверике, украшен ступенчатыми консольками. Алтарь, скругленные углы которого слегка заглублены относительно основных плоскостей, декорирован аналогично четверику. Боковые фасады трапезной разделены центральной лопаткой на две части, соответствующие двум периодам строительства. В каждом
прясле помещено по три оси проемов; над прямоугольными окнами с треугольными сандриками прорезаны полукруглые окна второго света, профилированные обрамления которых опираются на подоконные полочки с миниатюрными кронштейнами по краям. Композиция колокольни не отличается слаженностью: углы двух нижних четвериков закреплены мощными лопатками (во втором ярусе филенчатыми), а в двух верхних оформлены пучками из трех трехчетвертных колонн. Арки во всех четвериках (ярусах) имеют различные пропорции — от полуциркульной во втором до подчеркнуто высокой в третьем. Карнизы двух нижних четвериков аналогичны остальным частям храма, а в верхних образованы простым нависанием рядов кирпичной кладки. Завершение второго и третьего ярусов треугольными фронтонами, по-видимому, вызвано стремлением связать отдельные элементы здания. Более изящно венчание колокольни с люкарнами. прорезающими высокую гуськовую кровлю, и четырехгранным барабанчиком, ребра которого подчеркнуты филенчатыми лопатками. Храм перекрыт восьмилотковым сводом, прорезанным кольцом светового барабана в шелыге. Переход от четверика к восьмерику осуществляется с помощью конических тромпов. Окна боковых фасадов помещены в высокие арочные ниши. Свод отделен от стен восьмерика тянутым карнизом. Три арочных проема ведут из храма в алтарь, коробовый свод которого замкнут с востока лотком с распалубками над окнами. Плоский потолок трапезной опирался на два крещатых столба. Своеобразны небольшие хоры трапезной в виде балкончика с ограждением из балясин, устроенные между пилонами колокольни. Все ярусы колокольни имеют плоские деревянные перекрытия. Клеевая, прописанная маслом роспись храма исключительно оригинальна. Отсутствие иконографических аналогов не позволяет ее точно датировать. По-видимому, время ее создание можно определить 2-й четв. 19 в. Оконные ниши, тромпы и живописные композиции окружены живописными гирляндами из дубовых листьев. Между окнами восьмерика фрагментарно сохранились композиции «Лепта вдовицы», «Христос у Марфы и Марии» и «Фарисей и мытарь». Тромпы по традиции заняты изображениями евангелистов. Сюжеты над боковыми входами в храм трудно поддаются расшифровке. На западной стене четверика с переходом на восьмерик помещена большая композиция «Страшный суд», оригинальная по иконографии. По сторонам боковых входов написаны фигуры святых в рост, а по сторонам арки в трапезную сохранились фрагменты композиций, иллюстрирующих притчи о милосердном самаритянине, богаче и Лазаре. Колорит живописи монохромный, вы держанный в коричневатых тонах.
Лит.: Беляев, 1863, с. 317; ИИАК, 1909, с. 202, № 472; Баженов, 1911, с. 279—280.