Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Успенская церковь (дер.), 1719 г.
Тип объекта Федерального значения
Местоположение Костромская область, Кологривский район, Ильинское с.п., с. Княжая Пустынь
Вид объекта Церковь
Датировка 1719 год
Правоустанавливающие документы Указ Президента РФ от 20.02.1995 г. № 176 «Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения»
Современное значение Религиозное
Охранный статус Объект культурного наследия федерального значения
Техническое состояние Неудовлетворительное. Не используется.
Архитектор -
Описание объекта

Один из характерных для области культовых комплексов, сохранивших разновременные храмы, деревянный и каменный, по формам типичные для этого региона. Княжая пустынь — одно из самых почитаемых в народе и живописнейших мест в северной части области, привлекавшее паломников и богомольцев не только из Костромской, но и соседних Вологодской и Вятской губерний. Храмы стоят на высоком холме, крутые склоны которого, спускающиеся к пойме р. Княжая, притока Унжи, поросли лесом. У подножья холма бьют ключи, вода из которых считается целебной, избавляющий от многих недугов. В нач. 18 в. здесь возник монастырь — Богородицкая или Успенская пустынь. Его основателем был помещик Фома Данилович (по данным Белорукова, Игнатий Фомич) Цезырев (Цизарев) из селения Урма. По преданию, во время охоты на берегу речки Княжей он увидел на горе на одной из лип икону Успения Богоматери и, помолившись ей, получил исцеление от болезни ног. Приняв монашество под именем Иезекииля, он поставил здесь в 1719 г. деревянную церковь Успения. После его смерти братия разошлась и монастырь запустел. Официально пустынь была упразднена в 1762 г., а Успенская церковь превращена в приходскую, обслуживающую большое подмонастырское село, в котором насчитывалось долее 200 дворов. В 1842 г. к северу от деревянного храма на средства Анастасии Степановны (Микулиной) Никулиной, происходившей из рода Цизаревых, была возведена каменная церковь Успения с приделами Николая Чудотворца и Александра Невского. Храмы были обнесены деревянной оградой. Обретенная икона Успения Богоматери после закрытия монастыря была перенесена в Кологрив (вероятно, в деревянную Онуфриевскую церковь), а по завершении строительства городского Успенского собора, по ходатайству его ктитора Ф.К. Левашова, — в собор. В 1897 г. деревянный храм в западной части был перестроен и получил новую тесовую обшивку. В годы советской власти на территории Княжей пустыни работал лесозаготовительный участок пос. Ульшма. В кирпичной церкви располагались столовая, пекарня и магазин, а деревянная использовалась под клуб. В 1955 г. в 4-х км от села Пустынь был основан новый лесопункт Советский Межевского мехлесхоза с поселком, и село перестало существовать. Храмы Княжей пустыни сохранились в полуразрушенном состоянии: в каменном утрачены верхние ярусы

колокольни, перекрытие и кровля трапезной, кровля на четверике и апсиде; в деревянном уцелели только стены сруба с мелкими фрагментами тесовой обшивки. Вокруг них стоят несколько полуразвалившихся бревенчатых изб, одна из которых — севернее каменной церкви — известна как дом келейницы, вероятно, относящийся к 1-й пол. 19 в.

Деревянная церковь представляет собой традиционный по типу храм клетского типа, по-видимому, одноглавый. Стены здания рублены из бревен в обло и были обшиты тесом. Объемная композиция складывалась в два этапа: вначале был срублен храмовый четверик с пониженной пятигранной алтарной частью, не имеющие промежуточных перерубов, чуть более широкая трапезная и колокольня со слегка выступающим с севера притвором пристроены в 1897 г. Одинаковые по высоте объемы четверика, трапезной и притвора были завершены общей двускатной кровлей, форма верхних ярусов колокольни неизвестна, алтарь, возможно, был завершен бочкой. Фасады церкви были исключительно скромными. На фоне гладкой обшивки выделялись относительно небольшие прямоугольные косящатые окна с колодами, обращенные на юг; на север выходили прямоугольные двери храма и трапезной; на западном фасаде располагалась еще одна дверь с козырьком, а левее нее, одно над другим, — два окна (маленькое верхнее освещало помещение с лестницей, ведущей на ярус звона).

Внутри все части храма имели плоские полки. Из храма в трапезную вела широкая арка.

Библиография: Беляев И. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. СПб., 1863. С. 306; Зверинский В.В. Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. СПб., 1892. Т. 2. № 1294; Известия императорской археологической комиссии (ИАК). СПб., 1909. Вып. 31. С. 131, № 429; Баженов И.В. Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. Кострома, 1911. С. 352; Смирнов С. В Княжей пустыни // Кологривский край. Кологрив, 1995. 14 сентября; Белоруков Д. Деревни, села и города Костромского края: Материалы для истории. Кострома, 2000. С. 129-130; Кучин Н. Костромской край: города и веси. Кострома, 2000. С. 140-141; Смирнов С. Святые места // Кологривский край. Кологрив, 2001. 27 марта.

Архивные источники: ГАКО. Ф. 130. Оп. 11 доп. Ед. хр. 4; Там же. Ф. 707. Оп.1. Ед. хр. 1070. Лл. 2-4 об. РГИА. Ф. 797. Оп. 3. Ед. хр. 12188. Л. 1-18.