Наименование объекта | Сретенская церковь, 1826 г. |
---|---|
Тип объекта | Федерального значения |
Местоположение | Костромская область, Антроповский район, с. Трифон (Антроповский район, Котельниковское с.п. с. Трифон) |
Вид объекта | Церковь |
Датировка | 1826 год |
Правоустанавливающие документы | Указ Президента РФ от 20.02.1995 г. № 176 «Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения» Указ Президента РФ №176 Приказ Минкультуры России_15014-р Учетная документация Охранное обязательство |
Современное значение | Религиозное |
Охранный статус | объект культурного наследия федерального значения |
Техническое состояние | - |
Архитектор | - |
Характерный для своего времени пример сельской приходской церкви в стиле классицизма с незначительными барочными реминисценциями в деталях. Приделы ее трапезной, сооруженные к кон. 19., повторяют архитектуру первоначальных объемов, не нарушая стилистического единства здания. Село Сретенское, что на реке Сахе, с деревянной церковью Сретения впервые упоминается в Переписной книге 1628 г. В 1763 г. древний храм сменила деревянная же церковь того же посвящения с престо лами Воскресения и мученика Трифона. В 1826 г. рядом с ней был сооружен сушествующий кирпичный, покрытый снаружи известковой обмазкой храм, главный престол которого такж е был освящен во имя Сретения, а престолы в трапезной — во имя Николая Чудотворца и Трифона. Деревянная церковь просуществовала в селе, по-видимому, до кон. 19 в. В 1897 г. трапезная ка менной церкви, незначительно превышавшая по ширине четверик храма, была увеличена с севера и юга двумя приделами. При их сооружении в боковых стенах старой трапезной прорубили два широких прохода, а восточные окна заложили. Судя по надписи, помещенной на северном фасаде церкви, перестройка была осуществлена «при содействии священника Леонида Никольского и старосты Михаила Филиппова». Кладбище, окружающее церковь, было обнесено кирпичной оградой с металлическими решетками. При церкви существовало несколько деревянных лавок. К настоящему времени ограда и лавки не сохранились. В кон. 1970-х — 1980-х гг. кирпичные фронтоны портиков на боковых фасадах храма и на нижнем ярусе колокольни были разобраны и впоследствии заменены деревянными. Церковь стоит на восточной окраине села и обращена к его главной улице северным фасадом. С южной стороны в нескольких десятках метров от храма начинается резкое падение рельефа. Церковь имеет продольно-симметричную композицию. Ее основной объем представляет собой двусветный четверик с низким, сильно раскрепованным на углах аттиковым ярусом, несущим купольную ротонду, завершенную полусферической крышей с главкой на небольшом световом барабане. С востока к храму примыкает полукруглая в плане апсида, незначительно уступающая по высоте четверику храма, с запада — большая поперечно ориентированная двухпридельная трапезная со скругленными углами. По высоте она чуть выше апсиды, но ниже четверика храма. С запада композицию замыкает высокая колокольня, состоящая из трех убывающих кверху по площади четвериков. Верхний ярус венчает аттик с граненой крышей параболической формы и невысоким шпилем на фигурном барабане. Боковые фасады храмового четверика отмечены четырехколонными тосканскими портиками, некогда завершавшимися треугольными фронтонами. Колоннам порти ков на фасадах соответствуют пилястры, между которыми по сторонам прямоугольных дверных проемов расположены окна с прямыми перемычками, дополненные полукруглыми окнами второго света. Ротонда храма прорезана большими арочными окнами. Апсида и приделы трапезной имеют одинаковое декоративное оформление. Рустованные на две трети высоты фасады с прямоугольными окнами первого света и полукруглыми окнами второго света расчленены полочками, расположенными в уровнях подоконников окон. По верху стен на всех объемах проходят несложные карнизы с поясами ступенчатых кронштейнов. Окна второго света обрамлены кирпичными наличниками простейшей формы. В простенках окон ротонды на уровне пят перемычек проходит несложный профиль, а полуциркульные перемычки проемов акцентированы маленькими гладкими замками. В убранстве колокольни использованы ордерные
композиции. Нижний ярус, повторяя отделку боковых фасадов храмового четверика, декорирован четырехколонными тосканскими портиками с расширенными центральными интерколумниями. На верхних ярусах им соответствуют портики, несущие, по-барочному сильно раскрепованные антаблементы с карнизами, дополненными кронштейнами. На всех фасадах ярусов сделаны большие арочные проемы, перемычки которых украшены кирпичными архивольтами с замко-выми камнями. Аттик над верхним ярусом прорезан круглыми отверстиями-резонаторами. Барочные традиции в облике церкви проявились также в декорировке барабанов, венчаюших кровли храма и колокольни, не большими волютами. В интерьере ротонда храма, опираюшаяся с помощью парусов и подпружных арок на мощные угловые пилоны со срезанными углами, перекрыта куполом со световым кольцом в шелыге. Апсида, связанная с храмом широким арочным проходом, завершена конхой. В трапезной подпружные арки и два крещатых столба, сдвинутых к востоку, организуют интерьер в виде трех- нефного пространства, перекрытого системой коробовых сводов с распалубками. У западной стены трапезной устроены деревянные хоры; в боковых стенах сделаны широкие арочные проходы, ведущие в приделы. Приделы перекрыты полулотковыми сводами с распалубками, апсиды приделов — коробовыми сводами с распалубками, нижний ярус колокольни — восьмидольным лотковым сводом, в толще кладки северо-восточного пилона проложена лестница, ведущая к звону. Интерьер храма первоначально был расписан клеевой живописью, от которой в храме уцелели едва различимые гризайльные кессоны в куполе ротонды, сильно прописанные маслом в сер. 20 в. фрагменты фигур евангелистов в парусах и изображения Василия Великого и Иоанна Богослова в простенках между окнами первого света на боковых стенах. В трапезной от всего живописного комплекса в перекрытии сохранилась лишь одна композиция «Благословение детей» и фигурные розетки на подпружных арках. Оформление интерьера дополняют штукатурные тяги и карнизы. Особенно развитым рисунком отличается карниз с пальметтами, расположенный в основании купола храма. Хоры опираются на деревянные колонны с композитными капителями. в храме и трапезной находятся первоначальные иконостасы, выполненные в формах классицизма. Главный трехъярусный пятичиновой иконостас, серый, с позолоченными деталями, по высоте достигающий храмового купола, имеет пирамидальную композицию. Его центральная часть трактована как триумфальная арка, объединяющая два нижних яруса, к которой примыкают одноярусные боковые части. Торжественность композиции царских врат подчеркнута сдвоенными колоннами с коринфскими капителями. Иконы по их сторонам, расположенные в два яруса, разделены пилястрами. Во втором ярусе, фланкированном крупными во лютами, полуциркульная арка над царскими вратами декорирована резной драпировкой, расходящейся от небольшой овальной иконы «Несение креста», помещенной в центре. Третий ярус с большой полукруглой иконой «Коронование Богоматери» украшен скульптурными изображениями ангелов и архиерейских атрибутов. Надпрестольная сень с балдахином на четырех коринфских колоннах выполнена одновременно с глав ным иконостасом и составляет с ним единый ансамбль. Одноярусные иконостасы трапезной, идентичные по композиции, и напольные киоты выдержаны в том же стиле, что и основной иконостас, но судя по некоторой грубоватости деталей, поставлены чуть позже, во
2-й четв. 19 в.
Лит.: Беляев, 1863, с. 74; МИАК, 1909, с. 161, № 248; Баженов, 1911, с. 97~98; Белоруков, 2000, с. 25-26.