Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Сретенская церковь, 1826 г.
Тип объекта Федерального значения
Местоположение Костромская область, Антроповский район, с. Трифон (Антроповский район, Котельниковское с.п. с. Трифон)
Вид объекта Церковь
Датировка 1826 год
Правоустанавливающие документы Указ Президента РФ от 20.02.1995 г. № 176 «Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения» Указ Президента РФ №176 Приказ Минкультуры России_15014-р Учетная документация Охранное обязательство
Современное значение Религиозное
Охранный статус объект культурного наследия федерального значения
Техническое состояние -
Архитектор -
Описание объекта

Характерный для своего времени при­мер сельской приходской церкви в стиле классицизма с незначительными барочны­ми реминисценциями в деталях. Приделы ее трапезной, сооруженные к кон. 19., пов­торяют архитектуру первоначальных объ­емов, не нарушая стилистического единс­тва здания. Село Сретенское, что на реке Сахе, с деревянной церковью Сретения впервые упоминается в Переписной книге 1628 г. В 1763 г. древний храм сменила деревянная же церковь того же посвящения с престо­ лами Воскресения и мученика Трифона. В 1826 г. рядом с ней был сооружен сушествующий кирпичный, покрытый снаружи из­вестковой обмазкой храм, главный престол которого такж е был освящен во имя Срете­ния, а престолы в трапезной — во имя Ни­колая Чудотворца и Трифона. Деревянная церковь просуществовала в селе, по-видимому, до кон. 19 в. В 1897 г. трапезная ка­ менной церкви, незначительно превышавшая по ширине четверик храма, была увеличена с севера и юга двумя приделами. При их сооружении в боковых стенах старой тра­пезной прорубили два широких прохода, а восточные окна заложили. Судя по надписи, помещенной на северном фасаде церкви, пе­рестройка была осуществлена «при содейс­твии священника Леонида Никольского и старосты Михаила Филиппова». Кладбище, окружающее церковь, было обнесено кир­пичной оградой с металлическими решет­ками. При церкви существовало несколько деревянных лавок. К настоящему време­ни ограда и лавки не сохранились. В кон. 1970-х — 1980-х гг. кирпичные фронтоны портиков на боковых фасадах храма и на нижнем ярусе колокольни были разобраны и впоследствии заменены деревянными. Церковь стоит на восточной окраине села и обращена к его главной улице северным фасадом. С южной стороны в нескольких де­сятках метров от храма начинается резкое падение рельефа. Церковь имеет продольно-симметричную композицию. Ее основ­ной объем представляет собой двусветный четверик с низким, сильно раскрепованным на углах аттиковым ярусом, несущим ку­польную ротонду, завершенную полусфе­рической крышей с главкой на небольшом световом барабане. С востока к храму при­мыкает полукруглая в плане апсида, незна­чительно уступающая по высоте четверику храма, с запада — большая поперечно ориентированная двухпридельная трапезная со скругленными углами. По высоте она чуть выше апсиды, но ниже четверика храма. С запада композицию замыкает высокая ко­локольня, состоящая из трех убывающих кверху по площади четвериков. Верхний ярус венчает аттик с граненой крышей па­раболической формы и невысоким шпилем на фигурном барабане. Боковые фасады храмового четверика отмечены четырехколонными тосканскими портиками, некогда завершавшимися тре­угольными фронтонами. Колоннам порти­ ков на фасадах соответствуют пилястры, между которыми по сторонам прямоуголь­ных дверных проемов расположены окна с прямыми перемычками, дополненные по­лукруглыми окнами второго света. Ротон­да храма прорезана большими арочными окнами. Апсида и приделы трапезной име­ют одинаковое декоративное оформление. Рустованные на две трети высоты фасады с прямоугольными окнами первого света и полукруглыми окнами второго света расчле­нены полочками, расположенными в уров­нях подоконников окон. По верху стен на всех объемах проходят несложные карнизы с поясами ступенчатых кронштейнов. Окна второго света обрамлены кирпичными на­личниками простейшей формы. В простен­ках окон ротонды на уровне пят перемычек проходит несложный профиль, а полуцир­кульные перемычки проемов акцентированы маленькими гладкими замками. В убранстве колокольни использованы ордерные

ком­позиции. Нижний ярус, повторяя отделку боковых фасадов храмового четверика, де­корирован четырехколонными тосканскими портиками с расширенными центральными интерколумниями. На верхних ярусах им соответствуют портики, несущие, по-барочному сильно раскрепованные антаблементы с карнизами, дополненными кронштейнами. На всех фасадах ярусов сделаны большие арочные проемы, перемычки которых укра­шены кирпичными архивольтами с замко-выми камнями. Аттик над верхним ярусом прорезан круглыми отверстиями-резонато­рами. Барочные традиции в облике церкви проявились также в декорировке барабанов, венчаюших кровли храма и колокольни, не­ большими волютами. В интерьере ротонда храма, опираюшаяся с помощью парусов и подпружных арок на мощные угловые пилоны со срезанны­ми углами, перекрыта куполом со свето­вым кольцом в шелыге. Апсида, связанная с храмом широким арочным проходом, за­вершена конхой. В трапезной подпружные арки и два крещатых столба, сдвинутых к востоку, организуют интерьер в виде трех- нефного пространства, перекрытого систе­мой коробовых сводов с распалубками. У западной стены трапезной устроены дере­вянные хоры; в боковых стенах сделаны широкие арочные проходы, ведущие в при­делы. Приделы перекрыты полулотковыми сводами с распалубками, апсиды приде­лов — коробовыми сводами с распалубками, нижний ярус колокольни — восьмидольным лотковым сводом, в толще кладки северо-восточного пилона проложена лестница, ве­дущая к звону. Интерьер храма первоначально был рас­писан клеевой живописью, от которой в храме уцелели едва различимые гризайльные кессоны в куполе ротонды, сильно прописанные маслом в сер. 20 в. фрагмен­ты фигур евангелистов в парусах и изоб­ражения Василия Великого и Иоанна Бого­слова в простенках между окнами первого света на боковых стенах. В трапезной от всего живописного комплекса в перекрытии сохранилась лишь одна композиция «Бла­гословение детей» и фигурные розетки на подпружных арках. Оформление интерьера дополняют штукатурные тяги и карнизы. Особенно развитым рисунком отличается карниз с пальметтами, расположенный в основании купола храма. Хоры опирают­ся на деревянные колонны с композитны­ми капителями. в храме и трапезной находятся первона­чальные иконостасы, выполненные в формах классицизма. Главный трехъярусный пятичиновой иконостас, серый, с позолоченными деталями, по высоте достигающий храмового купола, имеет пирамидальную композицию. Его центральная часть трактована как три­умфальная арка, объединяющая два нижних яруса, к которой примыкают одноярусные боковые части. Торжественность компози­ции царских врат подчеркнута сдвоенны­ми колоннами с коринфскими капителями. Иконы по их сторонам, расположенные в два яруса, разделены пилястрами. Во вто­ром ярусе, фланкированном крупными во­ лютами, полуциркульная арка над царскими вратами декорирована резной драпировкой, расходящейся от небольшой овальной ико­ны «Несение креста», помещенной в цен­тре. Третий ярус с большой полукруглой иконой «Коронование Богоматери» украшен скульптурными изображениями ангелов и архиерейских атрибутов. Надпрестольная сень с балдахином на четырех коринфских колоннах выполнена одновременно с глав­ ным иконостасом и составляет с ним единый ансамбль. Одноярусные иконостасы трапезной, иден­тичные по композиции, и напольные киоты выдержаны в том же стиле, что и основной иконостас, но судя по некоторой грубова­тости деталей, поставлены чуть позже, во
2-й четв. 19 в.

Лит.: Беляев, 1863, с. 74; МИАК, 1909, с. 161, № 248; Баженов, 1911, с. 97~98; Бе­лоруков, 2000, с. 25-26.