Наименование объекта | Воскресенская церковь, 1820 г. |
---|---|
Тип объекта | Федерального значения |
Местоположение | Костромская область, Антроповский район, Котельниковское с.п. с. Пеньки |
Вид объекта | Памятник |
Датировка | 1820 год |
Правоустанавливающие документы | Указ Президента РФ от 20.02.1995 г. № 176 «Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения» Указ Президента РФ №176 Приказ Минкультуры России_13210-р Учетная документация Охранное обязательство |
Современное значение | Религиозное |
Охранный статус | Объект культурного наследия федерального значения |
Техническое состояние | - |
Архитектор | - |
Воскресенская церковь — один из самых необычных памятников культового зодчества Костромской области, обладающий своеобразием объемно-пространственной композиции и уникальной организацией внутреннего пространства, встречающего аналогию лишь в двух окрестных храмах — в с. Боговском и Пахтанове. Церковь, обладающая ярко индивидуальным обликом, выстроена в несколько запоздалых для своего времени формах, сочетающих барочное пространственное решение храма и трапезной с суховатой в деталях классицистической отделкой фасадов. Колокольня сооружена в иной стилистической трактовке, более соответствующей эпохе зрелого классицизма. Воскресенская церковь возведена в 1817-1820 гг. на средства местного помещика Василия Степановича Ашиткова, заказчика храма в Пахтанове. Натурное обследование здания позволяет предположить поэтапное и, возможно, более продолжительное по времени сооружение ее различных объемов. Сначала, по-видимому, была построена трапезная, потом собственно храм с апсидой, а затем колокольня, объединенная впоследствии с трапезной переходом-папертью. Судя по литературным источникам, на втором ярусе трапезной располагались два придела с необычно сложным посвящением престолов. Один престол был посвящен Сошествию Св. Духа, Дмитрию Ростовскому и княгине Ольге, второй — Феодосию Тотемскому, Василию Спостнику (?) и Павлу Афонскому. До сер. 19 в. рядом с Воскресенской церковью стояла деревянная церковь Введения, по-строенная в 1801 г. Территорию комплексаокружала кирпичная ограда. Во 2-й пол. 19 в., вероятно, на месте престола уже не существующей к этому времени Введенской церкви была поставлена небольшая часовня-столп. К настоящему времени от церковной ограды сохранилась одна угловая башня. Деревянные галереи в интерьере храма и трапезной находятся в аварийном состоянии. Настенная живопись и резные детали иконостаса почти полностью утрачены. Кирпичная, оштукатуренная церковь Воскресения расположена на возвышенности, на юго-западной окраине села и обращена к проходящей рядом дороге западным фасадом. Окружающая территория занята кладбищем, на котором в нескольких метрах севернее храма находится кирпичная часовня-столп, к юго-западу от церкви стоит юго-западная башня ограды.
Церковь Воскресения имеет симметричную относительно продольной оси, усложненную композицию, состоящую из храма с апсидой, короткого перехода, объединяющего его с трапезной, и колокольни, связанной с трапезной небольшой папертью. Собственно храм, представляюший собой восьмерик на трехсветном, слегка растянутом в поперечном направлении четверике, завершен высокой граненой крышей с люкарнами по сторонам света, увенчанно граненым световым барабаном и главой. Прямоугольный в плане двусветный алтарь с большим полукружьем апсиды ненамного уже и ниже храма. Над боковыми стенами алтаря возвышаются два крупных граненых барабана с фигурными шпилями, несущими кресты. Два таких же барабана поставлены с западной стороны над переходом, объединяющим храм с трапезной, создавая вместе с главой храма своеобразное пятиглавое завершение. Двусветная, двухпридельная трапезная, вытянутая по поперечной оси здания, имеет скругленные западные углы и полукруг лые апсиды приделов, частично выходящие в интерьер перехода, объединяющего ее с храмом. По высоте трапезная равна алтарю храма, а по ширине значительно превышает четверик основного объема. Узкая паперть между трапезной и колокольней скорее воспринимается как простой переход. Высокая четырехъярусная колокольня обладает выразительным и динамичным силуэтом. Четверики ее ярусов, уменьшающиеся по объему кверху, завершены тонким деревянным шпилем на квадратном в плане трибуне-резонаторе. Боковые фасады четверика храма, имеющие симметричные трехосевые композиции с дверными проемами в центре, обработаны тосканскими портиками из четырех полуколонн, которые поддерживают неполный антаблемент с триглифометопным фризом и треугольный фронтон. В первом свете храма помещены высокие арочные окна и дверные проемы, перемычки которых декорированы профилированными архивольтами с высокими замками, опирающимися на профилированные импосты. Почти квадратные окна второго света с очень пологими лучковыми перемычками заключены в гладкие рамочные наличники. На восьмерике храма углы закреплены фланкирующими пилястрами. По верху стен проходит неполный антаблемент с гладким фризом. Высокие окна с пологими лучковыми перемычками заглублены здесь в плоские ниши и украшены сандриками на кронштейнах. Четыре круглые люкарны в перекрытии восьмерика получили фигурные, барочные по форме обрамления. Фасады алтаря и трапезной с сильно раскрепованными плоскостями стен, обладающие сходным по характеру архитектурно-декоративным оформлением, связаны едиными пропорциями тосканского ордера. Раскреповка на восточном фасаде апсиды выделена четырехколонным портиком с расширенным центральным интерколумнием, завершенным треугольным фронтоном. Антаблемент портика на диагональных скруглениях поддерживают две полуколонны. Две такие же полуколонны фланкируют широкую в три оконные оси раскреповку на северном и южном фасадах трапезной. Высокие прямоугольные окна первого света апсиды, трапезной и перехода между храмом и трапезной, а также почти квадратные окна их второго света заглублены в плоские ниши. На боковых фасадах алтаря, а также в центре северного и южного фасадов трапезной окна первого света выделены массивными наличниками с пилястрами, несущими антаблемент с треугольным фронтоном. На барабанах глав узкие
прямоугольные ложные и световые проемы помещены в арочные нищи. Венчающие карнизы храма, алтаря и трапезной выполнены с использованием тесаного кирпича и обладают развитым, но несколько измельченным рисунком. Отделка двухэтажной паперти носит плоскостный характер и выглядит суше и проще. Ее венчающий карниз имеет огрубленную профилировку. Три прямоугольных окна второго этажа объединены в уровне подоконников простой полкой. Дверные проемы в центре фасадов украшены над перемычками полукруглыми архивольтами с замковыми камнями. В оформлении ярусов колокольни, прорезанных высокими арочными проемами, использованы ордерные композиции. На двух нижних ярусах парные тосканские колонны поддерживают широкие, сильно раскрепованные антаблементы. Углы нижнего яруса покрыты рустом. На верхних ярусах арки звона фланкированы пилястрами, а колонны поставлены лишь на углах четвериков. В перекрытии верхнего яруса сделаны круглые окна-резонаторы, аналогичные люкарнам храма. В интерьере восьмерик храма перекрыт высоким восьмидольным сомкнутым сводом с более узкими диагональными гранями, открывающимся в круглое световое отверстие венчающего храм барабана. Конструктивный переход от четверика к восьмерику осуществлен при помощи тромпов. Апсида, связанная с храмом тремя арочными проходами, перекрыта конхой и разделена плоским потолком на два этажа. Центральная часть перехода между храмом и трапезной завершена коробовым сводом. Интерьер трапезной и приделов решен как единое пространство, организованное двумя квадратными в сечении пилонами в восточной части и двумя такими столбами в западной. Между столбами, стенами и пилонами перекинуты подпружные арки, несущие коробовый свод в центральной части и полулотковые своды с распалубками в приделах. Апсиды приделов завершены конхами. Двухэтажная паперть имеет плоские перекрытия. В нижнем ярусе колокольни четыре угловых пилона образуют крестообразное пространство с крестовым сводом в центре и коробовыми в рукавах. В круглом помещении в толще кладки северо-восточного пилона устроена винтовая лестница, ведущая к звону, в юго-западном пилоне находится маленькое хозяйственное помещение. Отличительной особенностью интерьера храма и трапезной являются деревянные обходные галереи, проходящие по периметру помещений в уровне окон второго света. Особенно необычно выглядит галерея храма, которая на восточной стороне опирается на раскреповки нижней части, иконостаса. Вдоль боковых и западной стен храмовая галерея опирается на деревянные оштукатуренные колонны с профилированными базами и ионическими капителями. В западной части храма между колоннами устроен своеобразный подиум, по ширине равный обходной галерее, а по высоте — солее перед иконостасом. В трапезной галереи опирались на металлические кронштейны, при чем здесь их периметральная композиция была усложнена устройством навесных переходов между западной и восточной стенами (сохранился один из них). На галереи, связанные между собой дверным проемом в западной стене храмового четверика, ведут две лестницы, расположенные в переходе между храмом и трапезной, и еще одна лестница — для священнослужителей — в жертвеннике. Из трапезной через второй этаж паперти можно пройти на внутристенную лестницу в колокольне. Классицистический главный иконостас, каркас которого сохранился в храме, имеет три яруса; два нижних, принадлежащих основному этажу, по сторонам проема для царских врат имеют одноосные ризалиты с вогнутыми боковыми сторонами, верхний ярус, более плоскостный и укороченный на две оси, соответствует обходной галерее. Здесь царские врата были помещены в глубокой нише с такими же вогнутыми боковыми стенками. Вероятно, над верхними царскими вратами существовала конха, врезанная в треугольный фронтон (уцелели фрагменты его скатов). Придельные иконостасы в трапезной, судя по сохранившейся основе южного, были выдержаны в тех же формах. На стенах уцелели фрагменты первоначальной клеевой живописи, си.пьно прописанной в нач. 20 в. маслом. Перекрытие восьмерика храма занимает большая композиция «Силы небесные». В простенках окон восьмерика изображены сцены сотворения мира, между которыми написаны гризайльные колонны с пышными композитными капителями. В тромпах помещены фигуры евангелистов. В конхе апсиды написан Господь Вседержитель, на плоском перекрытии ее нижнего яруса — «Новозаветная Троица». Стены в храме и алтаре раскрашены под желтоватый мрамор. В оформлении интерьера использованы тянутые карнизы с пальметтами, проходящие в основании перекрытий храма и апсиды. Полы были выложены мраморными плитками.
Кирпичная башня ограды, покрытая известковой обмазкой со следами побелки, стилистически нейтральна. Столпообразный восьмигранный объем, завершен граненой колоколообразной кровлей. Стены постройки расчленены простой полкой на два яруса и завершены широким карнизом, состоящим из нескольких простых обломов. На западной грани находилась большая, ныне растесанная, арочная ниша. Внутреннее пространство перекрыто сомкнутым сводом.
Часовня-столп, кирпичные стены которой покрыты известковой обмазкой и побелены, — один из типов культовой архитектуры малых форм в скромных формах русского стиля. Квадратный в сечении столп имеет профилированный цоколь. Основную плоскость каждой грани занимает арочная ниша, килевидный архивольт которой переходит в крещатую восьмискатную кровлю, над которой возвышается деревянная главка на тонкой шейке.
Лит.: Беляев, 1863, с. 83; ИИАК, 1909, с. 164, № 276; Баженов, 1911, с. 99; Белоруков, 2000, с. 15.