Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Воскресенская церковь, 1820 г.
Тип объекта Федерального значения
Местоположение Костромская область, Антроповский район, Котельниковское с.п. с. Пеньки
Вид объекта Памятник
Датировка 1820 год
Правоустанавливающие документы Указ Президента РФ от 20.02.1995 г. № 176 «Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения» Указ Президента РФ №176 Приказ Минкультуры России_13210-р Учетная документация Охранное обязательство
Современное значение Религиозное
Охранный статус Объект культурного наследия федерального значения
Техническое состояние -
Архитектор -
Описание объекта

Воскресенская церковь — один из самых необычных памятников культового зодчест­ва Костромской области, обладающий свое­образием объемно-пространственной компо­зиции и уникальной организацией внутрен­него пространства, встречающего аналогию лишь в двух окрестных храмах — в с. Боговском и Пахтанове. Церковь, обладающая ярко индивидуальным обликом, выстроена в несколько запоздалых для своего времени формах, сочетающих барочное пространс­твенное решение храма и трапезной с сухо­ватой в деталях классицистической отделкой фасадов. Колокольня сооружена в иной сти­листической трактовке, более соответству­ющей эпохе зрелого классицизма. Воскре­сенская церковь возведена в 1817-1820 гг. на средства местного помещика Василия Степановича Ашиткова, заказчика храма в Пахтанове. Натурное обследование здания позволяет предположить поэтапное и, воз­можно, более продолжительное по времени сооружение ее различных объемов. Сначала, по-видимому, была построена трапезная, потом собственно храм с апсидой, а затем колокольня, объединенная впоследствии с трапезной переходом-папертью. Судя по литературным источникам, на втором яру­се трапезной располагались два придела с необычно сложным посвящением престолов. Один престол был посвящен Сошествию Св. Духа, Дмитрию Ростовскому и княгине Оль­ге, второй — Феодосию Тотемскому, Васи­лию Спостнику (?) и Павлу Афонскому. До сер. 19 в. рядом с Воскресенской церковью стояла деревянная церковь Введения, по-строенная в 1801 г. Территорию комплексаокружала кирпичная ограда. Во 2-й пол. 19 в., вероятно, на месте престола уже не существующей к этому времени Введенской церкви была поставлена небольшая часовня-столп. К настоящему времени от церковной ограды сохранилась одна угловая башня. Деревянные галереи в интерьере храма и трапезной находятся в аварийном состоянии. Настенная живопись и резные детали иконостаса почти полностью утрачены. Кирпичная, оштукатуренная церковь Вос­кресения расположена на возвышенности, на юго-западной окраине села и обраще­на к проходящей рядом дороге западным фасадом. Окружающая территория занята кладбищем, на котором в нескольких мет­рах севернее храма находится кирпичная часовня-столп, к юго-западу от церкви сто­ит юго-западная башня ограды.

Церковь Воскресения имеет симметрич­ную относительно продольной оси, услож­ненную композицию, состоящую из храма с апсидой, короткого перехода, объединяюще­го его с трапезной, и колокольни, связанной с трапезной небольшой папертью. Собствен­но храм, представляюший собой восьмерик на трехсветном, слегка растянутом в попе­речном направлении четверике, завершен высокой граненой крышей с люкарнами по сторонам света, увенчанно граненым све­товым барабаном и главой. Прямоугольный в плане двусветный алтарь с большим полукружьем апсиды ненамного уже и ниже храма. Над боковыми стенами алтаря воз­вышаются два крупных граненых барабана с фигурными шпилями, несущими кресты. Два таких же барабана поставлены с запад­ной стороны над переходом, объединяющим храм с трапезной, создавая вместе с главой  храма своеобразное пятиглавое завершение. Двусветная, двухпридельная трапезная, вы­тянутая по поперечной оси здания, имеет скругленные западные углы и полукруг­ лые апсиды приделов, частично выходящие в интерьер перехода, объединяющего ее с храмом. По высоте трапезная равна алта­рю храма, а по ширине значительно пре­вышает четверик основного объема. Узкая паперть между трапезной и колокольней скорее воспринимается как простой пере­ход. Высокая четырехъярусная колокольня обладает выразительным и динамичным си­луэтом. Четверики ее ярусов, уменьшающи­еся по объему кверху, завершены тонким деревянным шпилем на квадратном в плане трибуне-резонаторе. Боковые фасады четверика храма, имею­щие симметричные трехосевые композиции с дверными проемами в центре, обработаны тосканскими портиками из четырех полу­колонн, которые поддерживают неполный антаблемент с триглифометопным фризом  и треугольный фронтон. В первом свете храма помещены высокие арочные окна и дверные проемы, перемычки которых деко­рированы профилированными архивольтами с высокими замками, опирающимися на про­филированные импосты. Почти квадратные окна второго света с очень пологими луч­ковыми перемычками заключены в гладкие рамочные наличники. На восьмерике храма углы закреплены фланкирующими пиляс­трами. По верху стен проходит неполный антаблемент с гладким фризом. Высокие окна с пологими лучковыми перемычками заглублены здесь в плоские ниши и укра­шены сандриками на кронштейнах. Четыре круглые люкарны в перекрытии восьмери­ка получили фигурные, барочные по форме обрамления. Фасады алтаря и трапезной с сильно раскрепованными плоскостями стен, обладающие сходным по характеру архитек­турно-декоративным оформлением, связаны едиными пропорциями тосканского ордера. Раскреповка на восточном фасаде апси­ды выделена четырехколонным портиком с расширенным центральным интерколумнием, завершенным треугольным фронто­ном. Антаблемент портика на диагональных скруглениях поддерживают две полуколон­ны. Две такие же полуколонны фланкируют широкую в три оконные оси раскреповку на северном и южном фасадах трапезной. Высокие прямоугольные окна первого света апсиды, трапезной и перехода между хра­мом и трапезной, а также почти квадратные окна их второго света заглублены в плоские ниши. На боковых фасадах алтаря, а также в центре северного и южного фасадов тра­пезной окна первого света выделены мас­сивными наличниками с пилястрами, несу­щими антаблемент с треугольным фронто­ном. На барабанах глав узкие

прямоуголь­ные ложные и световые проемы помещены в арочные нищи. Венчающие карнизы храма, алтаря и трапезной выполнены с использо­ванием тесаного кирпича и обладают развитым, но несколько измельченным рисун­ком. Отделка двухэтажной паперти носит плоскостный характер и выглядит суше и проще. Ее венчающий карниз имеет огруб­ленную профилировку. Три прямоугольных окна второго этажа объединены в уровне подоконников простой полкой. Дверные про­емы в центре фасадов украшены над пе­ремычками полукруглыми архивольтами с замковыми камнями. В оформлении ярусов колокольни, прорезанных высокими арочны­ми проемами, использованы ордерные ком­позиции. На двух нижних ярусах парные тосканские колонны поддерживают широ­кие, сильно раскрепованные антаблементы. Углы нижнего яруса покрыты рустом. На верхних ярусах арки звона фланкированы пилястрами, а колонны поставлены лишь на углах четвериков. В перекрытии верхнего яруса сделаны круглые окна-резонаторы, аналогичные люкарнам храма. В интерьере восьмерик храма перекрыт высоким восьмидольным сомкнутым сводом с более узкими диагональными гранями, открывающимся в круглое световое отвер­стие венчающего храм барабана. Конструк­тивный переход от четверика к восьмерику осуществлен при помощи тромпов. Апсида, связанная с храмом тремя арочными прохо­дами, перекрыта конхой и разделена плос­ким потолком на два этажа. Центральная часть перехода между храмом и трапезной завершена коробовым сводом. Интерьер тра­пезной и приделов решен как  единое про­странство, организованное двумя квадратны­ми в сечении пилонами в восточной части и двумя такими столбами в западной. Между столбами, стенами и пилонами перекину­ты подпружные арки, несущие коробовый свод в центральной части и полулотковые своды с распалубками в приделах. Апсиды приделов завершены конхами. Двухэтажная паперть имеет плоские перекрытия. В ниж­нем ярусе колокольни четыре угловых пи­лона образуют крестообразное пространство с крестовым сводом в центре и коробовыми в рукавах. В круглом помещении в толще кладки северо-восточного пилона устрое­на винтовая лестница, ведущая к звону, в юго-западном пилоне находится маленькое хозяйственное помещение. Отличительной особенностью интерьера храма и трапезной являются деревянные обходные галереи, проходящие по перимет­ру помещений в уровне окон второго света. Особенно необычно выглядит галерея хра­ма, которая на восточной стороне опирается на раскреповки нижней части, иконостаса. Вдоль боковых и западной стен храмовая галерея опирается на деревянные оштука­туренные колонны с профилированными ба­зами и ионическими капителями. В запад­ной части храма между колоннами устроен своеобразный подиум, по ширине равный обходной галерее, а по высоте — солее пе­ред иконостасом. В трапезной галереи опи­рались на металлические кронштейны, при­ чем здесь их периметральная композиция была усложнена устройством навесных пе­реходов между западной и восточной сте­нами (сохранился один из них). На галереи, связанные между собой дверным проемом в западной стене храмового четверика, ведут две лестницы, расположенные в переходе между храмом и трапезной, и еще одна лес­тница — для священнослужителей — в жер­твеннике. Из трапезной через второй этаж паперти можно пройти на внутристенную лестницу в колокольне. Классицистический главный иконостас, каркас которого сохранился в храме, име­ет три яруса; два нижних, принадлежащих основному этажу, по сторонам проема для царских врат имеют одноосные ризалиты с вогнутыми боковыми сторонами, верхний ярус, более плоскостный и укороченный на две оси, соответствует обходной гале­рее. Здесь царские врата были помещены в глубокой нише с такими же вогнутыми боковыми стенками. Вероятно, над верхни­ми царскими вратами существовала конха, врезанная в треугольный фронтон (уцелели фрагменты его скатов). Придельные иконос­тасы в трапезной, судя по сохранившейся основе южного, были выдержаны в тех же формах. На стенах уцелели фрагменты первона­чальной клеевой живописи, си.пьно пропи­санной в нач. 20 в. маслом. Перекрытие восьмерика храма занимает большая компо­зиция «Силы небесные». В простенках окон восьмерика изображены сцены сотворения мира, между которыми написаны гризайльные колонны с пышными композитными капителями. В тромпах помещены фигуры евангелистов. В конхе апсиды написан Гос­подь Вседержитель, на плоском перекрытии ее нижнего яруса — «Новозаветная Трои­ца». Стены в храме и алтаре раскрашены под желтоватый мрамор. В оформлении ин­терьера использованы тянутые карнизы с пальметтами, проходящие в основании перекрытий храма и апсиды. Полы были вы­ложены мраморными плитками.

Кирпичная башня ограды, покрытая из­вестковой обмазкой со следами побелки, стилистически нейтральна. Столпообразный восьмигранный объем, завершен граненой ко­локолообразной кровлей. Стены постройки расчленены простой полкой на два яруса и завершены широким карнизом, состоящим из нескольких простых обломов. На запад­ной грани находилась большая, ныне рас­тесанная, арочная ниша. Внутреннее про­странство перекрыто сомкнутым сводом.

Часовня-столп, кирпичные стены которой покрыты известковой обмазкой и побеле­ны, — один из типов культовой архитекту­ры малых форм в скромных формах рус­ского стиля. Квадратный в сечении столп имеет профилированный цоколь. Основную плоскость каждой грани занимает арочная ниша, килевидный архивольт которой пере­ходит в крещатую восьмискатную кровлю, над которой возвышается деревянная глав­ка на тонкой шейке.

Лит.: Беляев, 1863, с. 83; ИИАК, 1909, с. 164, № 276; Баженов, 1911, с. 99; Бело­руков, 2000, с. 15.